Обучение служением – Методика, которая помогает студентам и школьникам не только углублять знания, но и осознавать влияние своей будущей профессии на общество

26.02.2025 12:39

В Пензенском государственном университете прошел круглый стол «Реализация Федеральной программы „Обучение служением”: проблемы, результаты и перспективы». Его участниками стали представители высших учебных заведений Пензы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Воронежа. Среди них — ответственные лица, реализующие программу, представители методических управлений, ректората, управлений молодежной политики, воспитательной деятельности и студенты, реализующие общественно значимые проекты.

Открытая дискуссия на тему «Обучение служением – Методика, которая помогает студентам и школьникам не только углублять знания, но и осознавать влияние своей будущей профессии на общество» состоялась 26 февраля в рамках круглого стола.

Участников приветствовал проректор по учебной работе ПГУ Виктор Механов. Он отметил, что в настоящее время существует большое количество программ и инициатив, направленных на повышение активности студенческой молодежи. Главная их цель — повышение качества образования. Он пожелал участникам конструктивного диалога и принятия верных решений.

Об успешном внедрении программы «Обучение служением» в вузах РФ свидетельствуют цифры. На данный момент, в программе уже были задействованы 415 университетов, 4 колледжа и 120 школ, в которых обучаются свыше 236-ти тысяч студентов, и работает более 4-х тысяч преподавателей. Проект поддерживают государственные учреждения, социально ориентированный бизнес и НКО. Более 850-ти социальных партнёров участвуют в решении около 3-х тысяч задач на платформе Добро_рф. Внедрение программы осуществляется через курсовые и выпускные работы, учебно-производственную практику и внеучебную деятельность.

Модераторами круглого стола выступили начальник Управления молодежной политики и воспитательной деятельности ПГУ Винера Мухамеджанова и директор Центра социального проектирования «Добро.ЦентрПГУ» Анастасия Скворцова.

Начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ, руководитель добровольческого движения «Абилимпикс» Пензенской области Оксана Симакова, выступая на мероприятии, призвала участников детально обсудить применение программы «Обучение служением» в подготовке специалистов различных отраслей. Она подчеркнула важность укрепления связей между образовательными учреждениями, НКО, бизнесом и госструктурами для создания современной системы подготовки кадров.

«Обучение служением» — это программа, которая сочетает изучение академических дисциплин и формирование навыков общественно полезной работы. Модуль направлен на применение студентами профессиональных знаний в решении социально значимых задач.

Отдельно отметили, что Пензенская область одной из первых начала реализацию программы, имея за плечами успешный опыт. О проекте «Школа мечты» и участии студенческих команд ПГУ рассказала Оксана Сергеевна.

Руководитель Аппарата Общественной палаты региона Анна Рудакова подчеркнула, что именно эта программа дает студентам возможность применить знания и наработать опыт еще во время обучения в вузе. По ее словам, молодые специалисты со своими прогрессивными знаниями и проектными предложениями смогут внести свой вклад в решение социально значимых задач. Она также вручила благодарственные письма от Общественной палаты Пензенской области за вклад в развитие гражданственности и социальной ответственности молодежи, а также за выстраивание эффективного партнерства для реализации социально значимых проектов и успешную реализацию в образовательном процессе подхода «Обучение служением».

Руководитель проектного офиса по реализации Федеральной программы «Обучение служением» на всероссийском уровне Дмитрий Варанкин продолжил работу круглого стола докладом о достижениях и проблемах реализации программы. Он подчеркнул, что студенты с самого начала стали выступать в роли наставников, развивая коммуникационные и организационные навыки. В рамках программы выросла инициатива, где студенты продолжают обучение, включая волонтёрскую деятельность.

Выступления продолжила Анастасия Скворцова, которая осветила проблемы учебно-методического и организационного обеспечения реализации Федеральной программы «Обучение служением». Спикер поделилась опытом создания на базе университета Центра социального проектирования «Добро.Центр ПГУ». Он содействует развитию и социальной самореализации обучающихся студентов.

Особенно успешными примерами стали несколько проектов ПГУ. А именно: «Разработка анкеты для собеседования с волонтерами, а также методических рекомендаций по наиболее подходящему для данного типа личности блоку обязанностей»; «Использование информационной системы мониторинга мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» и «Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов». Студенты – участники, которых уже самостоятельно ведут модули по обучению проектной деятельности «Подмастерье». Следующим логичным шагом становится создание на базе вуза малых инновационных предприятий (МИП), которые позволят студентам не только обучаться, но и зарабатывать, оставаясь в своей профессиональной сфере.

Заседание продолжилось докладами представителей Пензенского казачьего института технологий (филиал Первого казачьего университета), Уральского государственного архитектурно-художественного университета имени Н. С. Алфёрова, Воронежского экономико-правового института, Южно-Российского института управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).

Участники дискуссии сошлись во мнении, что методика «Обучение служением» помогает студентам и школьникам не только углублять знания, но и осознавать влияние своей будущей профессии на общество.

Была разработана дорожная карта межвузовского взаимодействия. Было решено провести серию мастер-классов, круглых столов, открытые занятия, создать межвузовские студенческие проектные команды и сообщество преподавателей.

Важно не только актуализировать учебные программы, но и внедрять проектное обучение, чтобы студенты могли на практике осваивать современные технологии и получать востребованные навыки. Развитие партнёрства с НКО, бизнесом и государством позволит подготовить новое поколение специалистов, способных не только реализовывать социально значимые проекты, но и повышать качество жизнеустройства, что, в конечном счёте, приведёт к устойчивому развитию страны.

Фотографии (6)
» Последнее в рубриках:
15.06.2025 07:20 Сергей Кравцов: «Фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике»
15.06.2025 07:13 Начальник УКРИО участник ежегодного Форума ИВО
04.06.2025 21:12 Дмитрий Чернышенко: Создание сети передовых школ – это стратегический шаг в будущее нашей страны
04.06.2025 20:43 Всероссийский проект «Онкопатруль»
02.06.2025 21:17 Молодёжный форум «иВолга» доступен для каждого!
31.05.2025 21:10 В России по направлению «Туризм и гостеприимство» обучают более 100 вузов и 1,3 тыс. колледжей
30.05.2025 21:00 Разработана компьютерная модель образования белков, связанных с развитием болезни Альцгеймера
29.05.2025 17:01 Студенты, имеющие инвалидность, ПГУ прошли практику в УКРИО
27.05.2025 16:58 На базе УКРИО продолжается обучение слушателей курса профессиональной переподготовки «Лечебная педагогика в специальном и инклюзивном образовании».
26.05.2025 12:50 Команда ПГУ победители VI Всероссийского Слета инклюзивных волонтеров