МАСТЕРСКАЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК СОПРОВОЖДАЕМОГО ВЗРОСЛЕНИЯ
VI Всероссийский научно-практический семинар «Сопровождаемое взросление лиц с особыми потребностями: исследования и инклюзивные практики» прошёл на кафедре олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ.
Целью семинара выступил обмен опытом социально-ориентированного партнерства университетов, НКО и государственных учреждений в сфере социализации и социальной инклюзии лиц с особыми потребностями. На семинаре обсуждались следующие ключевые вопросы: социальная инклюзия лиц с особыми потребностями как феномен института образования; проблемы социальной инклюзии лиц с особыми потребностями на разных возрастных этапах; технологии поддержки взросления лиц с особыми потребностями; психосоциальные и воспитательные практики взросления лиц с особыми потребностями; междисциплинарные исследования взросления лиц с особыми потребностями.
Работа семинара началась с приветственных слов директора Института детства МПГУ, доктора педагогических наук Алмазовой Анны Алексеевны.
Проблемы, которые возникают в процессе взросления, могут быть преодолены с помощью профессиональной поддержки специалистов, выстроенной среды, принимающего социального окружения».
Далее работа семинара продолжилась в рамках двух мастерских.
Вторая мастерская начала работу с сообщения «Потенциальные возможности взросления лиц с особыми потребностями в рамках социокультурной адаптации» Дружиловской Ольги Викторовны, доцента кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцента.
О структуре подготовки к регулярной трудовой занятости подростков и молодых людей с особыми потребностями рассказала Романова Елизавета Александровна, директор АНО «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями “Вера. Надежда. Любовь”», учитель-дефектолог ГБУ «Центр сопровождаемого проживания «Гурьевский», Москва.
Сообщение «Вовлечение молодых людей с особыми потребностями в оценку влияния социальных практик на примере проекта «Больше историй»» представила исполнительный директор АНО поддержки и развития инноваций в социальной сфере «Эволюция и Филантропия», г. Москва, Евдокимова Ольга Анатольевна.
О вовлечении благополучателей в оценку в проекте по сопровождаемому трудоустройству «Всё получится!» рассказал Маньшин Александр Сергеевич, старший специалист по мониторингу и оценке в проекте «Всё получится!», г. Санкт-Петербург.
Социокультурную активность как способ эмоционального и социального взросления людей с синдромом Дауна представил Боровых Александр Эдуардович, директор Отдела стратегий Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», г. Москва.
Совместный доклад Тушевой Елены Сергеевны, доцента кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидата педагогических наук и Иноземцевой Екатерины Михайловны, заместителя декана факультета дизайна ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», вице-президента «Благотворительного фонда поддержки детей и укрепления семейных ценностей Екатерины Иноземцевой», г. Москва был посвящен роли сенсорной интеграция в обогащении жизненного опыта детей с особыми потребностями.
Опыт обучения кулинарным навыкам молодых людей с психическими нарушениями в условиях Гастрономической модельной площадки (ГАМП) в РБОО «Центр лечебной педагогики» описали Захарова Елизавета Сергеевна, психолог Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики», г. Москва и Карпова Надежда Алексеева, педагог-психолог Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики», г. Москва.
В докладе Груцкой Светланы Алексеевны, аспирантки 3 курса кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета (научный руководитель – Ткачева Виктория Валентиновна, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор психологических наук, профессор) были представлены особенности личности молодых лиц с умственной отсталостью и комплексными нарушениями.
Завершил работу семинара доклад Никандровой Татьяны Сергеевны, заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидата педагогических наук, доцента.
Татьяна Сергеевна определила стратегические ориентиры формирования готовности будущего дефектолога к педагогическому сопровождению взросления лиц с особыми потребностями. В докладе были описаны результаты, выявленные в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР «Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования».
Дополнительно по итогам семинара была организована дискуссия, в ходе которой участники получили возможность обменяться научно-практическим опытом. Обсудили широкий круг вопросов по проблемам взросления лиц с особыми потребностями и прийти к выводу, что взросление такого человека – сложный, многоуровневый процесс физических, психологических, социальных изменений его жизни, череда этапов, которые характеризуются сменой позиций в отношениях «Я» и «другой».
Работу семинара сопровождала выставка творческих работ подростков и молодых людей с особыми потребностями. Некоторые авторы работ представляли свои работы самостоятельно.

