Сотрудники УКРИО представили итоги работы научного коллектива

14.03.2024 17:01

Становление личности человека с особыми потребностями всегда находится в центре внимания научных исследований и практики. Взросление – сложный многоуровневый процесс физических, психологических, социальных изменений жизни человека, череда этапов, которые характеризуются сменой позиций в отношениях «Я» и «другой».

Успешное взросление человека с особыми потребностями зависит от множества факторов: наследственности, семейной динамики, образования, культурного и социального контекста. Проблемы, которые возникают в процессе их взросления, такие как кризис идентичности, эмоциональной неустойчивости, трудности поведения могут быть преодолены с помощью профессиональной поддержки специалистов, выстроенной среды, принимающего социального окружения.

Именно этот сложный процесс был в центре внимания специалистов на VI Всероссийском научно-практическом семинаре «Сопровождаемое взросление лиц с особыми потребностями: исследование и инклюзивные практики», проводимого кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

VI Всероссийский научно-практический семинар состоялся 13 марта 2024 года. Он прошёл в смешанном формате, включающем как очный формат, так и режим видеоконференцсвязи на платформе ВВВ с онлайн - трансляцией.

Семинар был организован кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства МПГУ в соответствии с планом НИР Института детства на 2024 год на основании Приказа ректора МПГУ № 101 от 26.01.2024 «О проведении конференции».

На семинаре с докладами выступили 22 специалиста из регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Пензы, Санкт-Петербурга) и Республики Беларусь; в качестве слушателей зарегистрировались 112 человек из Владимирской области, Екатеринбурга, Калининграда, Калуги и Калужской области, Краснодарского края, Москвы и Московской области, Пскова, Республики Крым, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Якутска и Республики Беларусь.

После приветственного слова и открытия работа семинара продолжилась в рамках двух мастерских.

МАСТЕРСКАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОПРОВОЖДАЕМОГО ВЗРОСЛЕНИЯ

Человека с особыми потребностями в фокусе возраста рассмотрела Исаева Тамара Николаевна, доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент. Тему отношения к особым взрослым по-взрослому раскрыла Жулина Юлия Андреевна, социальный педагог-психолог, дефектолог, методист проектов Благотворительного учреждения «Центр социальной реабилитации «Турмалин», Москва.

Свои научные исследования представили сотрудники лаборатории «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». А именно: Теоретико-методологические основы социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения рассмотрела в своем сообщении Симакова Оксана Сергеевна, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; руководитель научно – исследовательской лаборатории «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами», кандидат педагогических наук. Исследование поведения человека с особыми потребностями в среде виртуальной реальности представил Чернышов Денис Сергеевич, лаборант-исследователь лаборатории. С докладом «Методологический подход к отбору мероприятий социальной и педагогической поддержки инвалидов в системе общего образования» выступила Лупанова Наталья Александровна, старший научный сотрудник лаборатории, кандидат педагогических наук, доцент. Научно-методическое обоснование системы непрерывного комплексного сопровождения профориентации, образования, трудоустройства инвалидов в аспекте профессиональной и трудовой реабилитации раскрыла Луканина Юлия Рафаилиевна, старший научный сотрудник, кандидат социологических наук, доцент. Инженер-исследователь лаборатории Тверская Софья Юрьевна обобщила результаты исследования использования аудио – музыкальной терапии для коррекции параметров электрической активности головного мозга детей с особыми потребностями. О влиянии музыкально-ритмических упражнений на уровень эмоционально-волевого и коммуникативного развития детей с особыми потребностями рассказала Мещерякова Ирина Вячеславовна, старший научный сотрудник лаборатории, кандидат педагогических наук.

Бобылева Ирина Анатольевна, методист-аналитик АНО «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями “Вера. Надежда. Любовь”», аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», кандидат педагогических наук, доцент изучила и обобщила представления родителей о труде и социальной занятости молодых людей с особыми потребностями.

Работу мастерской завершил доклад Шевыревой Татьяны Вячеславовны, профессора кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидата педагогических наук, доцента на тему «Профессиональная ориентация и допрофессиональное обучение в социализации подростков с особыми потребностями».

В рамках семинара были затронуты вопросы социальной инклюзии лиц с особыми потребностями на разных возрастных этапах; психологические, социальные, биографические аспекты взросления лиц с особыми потребностями; технологии поддержки взросления лиц с особыми потребностями; психосоциальные и воспитательные практики взросления лиц с особыми потребностями; междисциплинарные исследования взросления лиц с особыми потребностями; роль образовательных, социальных, реабилитационных организаций, учреждений культуры и других организаций и объединений в социальной инклюзии лиц с особыми потребностями.

Таким образом, в рамках семинара произошел успешный обмен опытом социально-ориентированного партнерства университетов, НКО и государственных учреждений в сфере социализации и социальной инклюзии лиц с особыми потребностями.

Фотографии (6)
» Последнее в рубриках:
15.06.2025 07:20 Сергей Кравцов: «Фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике»
15.06.2025 07:16 Создана технология получения из медуз коллагена для лечения ран и ожогов
15.06.2025 07:13 Начальник УКРИО участник ежегодного Форума ИВО
04.06.2025 21:12 Дмитрий Чернышенко: Создание сети передовых школ – это стратегический шаг в будущее нашей страны
04.06.2025 20:43 Всероссийский проект «Онкопатруль»
03.06.2025 21:03 Российские ученые разработали прибор автоматической оценки плотности горючего
02.06.2025 21:17 Молодёжный форум «иВолга» доступен для каждого!
31.05.2025 21:10 В России по направлению «Туризм и гостеприимство» обучают более 100 вузов и 1,3 тыс. колледжей
30.05.2025 21:00 Разработана компьютерная модель образования белков, связанных с развитием болезни Альцгеймера
29.05.2025 17:01 Студенты, имеющие инвалидность, ПГУ прошли практику в УКРИО