На форуме «Инклюзия в фокусе партнерства» обсудили межведомственное и межструктурное взаимодействие в инклюзивном высшем образовании
Как сделать доступным обучение в вузе для людей с ограниченными возможностями — обсуждали в НГТУ на всероссийском форуме. В техническом университете со студентами с инвалидностью работают уже более 20 лет. Так, в корпусе института социальных технологий созданы все условия для людей, которые не могут ходить, плохо слышат или видят: здесь есть специальные лифты, кнопки вызова персонала, контрастная разметка пола, звуковое оповещение.
Участие во Всероссийском форуме инклюзивного высшего образования «Инклюзия в фокусе партнёрства» через серию мероприятий приняли более 200 специалистов из 60 регионов России.
Церемония открытия форума началась с выступления «Народного самодеятельного коллектива ансамбля танца «Сибирь»». Символичным для тематики форума стало совместное выступление хора Центра культуры НГТУ и коллектива русского жестового пения Городской студии инклюзивного искусства «Белый воробей». Гимн Российской Федерации был исполнен на русском звучащем и русском жестовом языке.
С приветственным словом к участникам форума обратилась в формате видеосвязи Ольга Викторовна Петрова – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Она подчеркнула, что форум представляет собой пространство для генерации новых идей и позволит сделать высшее образование доступным для большего количества ребят с инвалидностью.
Всех участников и гостей форума поприветствовали: председатель «Всероссийского общества глухих» Михаил Юрьевич Брагин и студент ИСТ НГТУ и генеральный директор АНО «Центр поддержки людей с нарушением слуха «Рост личности» Александр Александрович Шец.
В первый день Форума прошло пленарное заседание в форме панельной дискуссии «Методология и механизмы межведомственного и межструктурного взаимодействия участников реализации инклюзивной образовательной стратегии в логике партнерства на базе организаций высшего образования».
С докладами выступили:
- директор ИСТ и РУМЦ НГТУ – Людмила Алексеевна Осьмук,
- министр образования Новосибирской области – Мария Наильевна Жафярова,
- директор Института психологии и педагогики, директор РУМЦ ТюмГУ – Людмила Михайловна Волосникова,
- заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области – Владимир Александрович Машанов,
- заместитель директора, начальник Проектного офиса Агентства развития социальной политики – Ксения Андреевна Елгина,
- директор Института детства НГПУ – Рубен Оганесович Агавелян.
Доклад Людмилы Алексеевны Осьмук был посвящен методологии социального партнерства в контексте инклюзии. Она акцентировала внимание участников форума на том, что в современных условиях вузам необходимо в равной степени эффективно развивать горизонтальные и вертикальные партнерские связи.
Мария Наильевна Жафярова рассказала о том, как устроена система инклюзивного обучения в Новосибирской области на уровнях общего, среднего профессионального и высшего образования, какая нормативно-правовая база сформирована в регионе. Согласно представленной статистике, 60,7% детей в качестве мотива выбора указывают интерес к профессии. Рост этого показателя свидетельствует о том, что качество профориентационной работы в регионе улучшается. За 15 последних лет сильно изменился перечень востребованных профессий. Если в 2008 года ребята с инвалидностью и ОВЗ выбирали профессии швеи, автомеханика, повара, строителя, экономиста, то в 2023 года молодые люди хотят стать программистами, экономистами, юристами, психологами. Численность студентов с инвалидностью, обучающихся в вузах Новосибирска с 2015/16 учебного года увеличилась в 2 раза.
Людмила Михайловна Волосникова рассказала об основных видах деятельности сети РУМЦ с партнерами. Среди актуальных направлений работы – интеграция новых территорий в работу сети РУМЦ, содействие трудоустройству через развитие компетенций студентов, обучение кураторов-работодателей по программам дополнительного образования.
Рубен Оганесович Агавелян предложил внести в резолюцию форума ряд рекомендаций, среди которых введение в состав РУМЦ инклюзивного профконсультанта и объявление 2024 года годом инклюзивной карьеры в Новосибирске.
Владимир Александрович Машанов представил доступные карьерные траектории в Новосибирской области: от инклюзивного образования до трудоустройства. Владимир Александрович упомянул, что ожидается изменение закона, по которому будут предусмотрены наказания за несоблюдение работодателем квот по найму лиц с инвалидностью и ОВЗ.
В докладе Ксении Андреевны Елгиной были озвучены приоритеты в развитии инклюзивного образования, среди которых поддержка полной интеграции людей с инвалидностью в жизнь общества.
Пензенский государственный университет тоже не остался в стороне. Симакова Оксана Сергеевна обобщила опыт Губернии и поделилась положительным опытом. Она рассказала, какие существуют меры государственной поддержки инвалидов, которые хотят открыть свое дело, работодателей, которые готовы трудоустраивать ребят с инвалидностью и ОВЗ. Конечно же, подчеркнув, что в регионе уже есть успешный опыт трудоустройства людей с ментальными расстройствами.

