V Всероссийский съезд дефектологов собрал специалистов со всей страны
Съезд проводится один раз в два года, начиная с 2015 года.
Задача Съезда: обсуждение тенденций и результатов развития системы ранней (коррекционной) помощи в едином образовательном пространстве Российской Федерации и выработка стратегически значимых предложений по повышению качества и доступности психолого – педагогической, в том числе коррекционно – развивающей, помощи детям раннего возраста и их семьям.
В 2022 году услуги ранней помощи оказывали свыше 6 тысяч служб, больше всего из которых (почти 4000) создано в сфере образования – на базе детских садов, коррекционных школ, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Ключевым вопросам, обсуждаемым на Съезде стали:
1. роль дефектологии в развитии национальной системы ранней коррекционной помощи, дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
2. повышение качества профессиональной подготовки учителей - дефектологов и учителей – логопедов, готовых и способных к организации психолого – педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста групп риска нарушений развития и с выявленными нарушениями в развитии, к разработке и реализации программ коррекционно-развивающей работы в системе дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
3. консолидация знаний и лучших профессиональных практик в области ранней (коррекционной) помощи, дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
4. межведомственное и междисциплинарное взаимодействие в системе ранней коррекционной помощи, дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью;
5. возможности и перспективы развития государственно-частного партнерства, сотрудничества с некоммерческими общественными организациями в вопросе создания эффективных моделей ранней коррекционной помощи, дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью
В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития системы ранней (коррекционной) помощи в едином образовательном пространстве Российской Федерации, в числе которых:
- готовность дефектологического сообщества к консолидации, саморазвитию, сохранению и трансляции отечественных достижений науки и практики в сфере раннего выявления, коррекции и сопровождения развития детей групп риска развития нарушений и с установленными нарушениями в развитии;
- актуальное состояние российской дефектологической науки, интеграция научных интересов в сфере междисциплинарного научного поиска в сотрудничестве с представителями смежных научных дисциплин;
- разработанность научных проблем и проблем практики ранней коррекционной помощи в системе комплексной реабилитации и в системе дошкольного образования;
- поддержка и сопровождение деятельности учителей-дефектологов и учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных организациях, службах ранней помощи и сопровождения семей, центрах комплексной реабилитации детей-инвалидов и иных организациях, занимающихся вопросами развития системы ранней помощи.
- обновление программ высшего образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях создания национальной системы подготовки кадров, внедрения профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», предусматривающего обобщённую трудовую функцию учителя-дефектолога для сферы ранней помощи и дошкольного образования.
Делегаты Съезда отметили: положительные изменения в организации дошкольного образования на основе единых федеральных требований к качеству и доступности коррекционно развивающей помощи детям раннего возраста не только с установленными нарушениями в развитии, но и находящихся на длительном, в том числе паллиативном, лечении. А также других групп детей с трудностями обучения и общения;
положительные изменения в системе высшего педагогического образования, включая утверждение Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», рост интереса абитуриентов вузов к поступлению на специальное (дефектологическое) направление подготовки, совершенствование целевого набора;
повышение роли общественных профессиональных объединений специалистов-дефектологов, руководителей отдельных образовательных организаций в развитии и сохранении профессионального сообщества;
необходимость принятия комплексных мер по организации межведомственного взаимодействия специалистов служб ранней помощи, системы дошкольного образования при реализации программ коррекционно-развивающей работы и программ сопровождения семей;
важность поддержки развития российской дефектологической науки в создании технологий эффективной ранней коррекционной помощи, определении ее содержания и инструментов поддержки специалистов и родителей.

