Актуальные вопросы трудовой подготовки, профессионального обучения и занятости людей с ментальными нарушениями обсудили в Министерстве образования Пензенской области

15.04.2023 14:16

Перед каждым человеком в какой-то момент встает необходимость выбора специальности, дела своей жизни. Сложности при таком выборе испытывают все люди, но особенно те, кто имеет нарушения в развитии и здоровье. Чтобы помочь человеку с умственной отсталостью понять, куда пойти учиться, что ему по душе, какие у него склонности, таланты и возможности, требуется вмешательство квалифицированных специалистов, владеющих соответствующим багажом знаний.

Для обсуждения актуальных в нашей области вопросов трудовой подготовки и профессионального обучения выпускников 2023 года состоялась рабочая встреча представителей Министерства образования Пензенской области в лице: Начальника Отдела образовательной политики профессионального образования, Сафронова Андрея Васильевича; Консультанта Управления образовательной политики в сфере общего и дополнительного образования, Кругловой Ирины Викторовны и Главного специалиста-эксперта Отдела образовательной политики профессионального образования, Белорыбкиной Анастасия Александровна; представителей организаций профессионального образования Пензенской области и Пензенского государственного университета.

Выбрать профессию по душе – непростое дело даже для нормотипичных школьников. Детям же с отклонениями интеллектуального развития бывает очень сложно сориентироваться в особенностях рынка вакансий. Многие выпускники после коррекционной классов школы приходят в колледж, чтобы получить хоть какую-нибудь профессию, другие сразу идут работать на производство, выполняя тяжелый труд, не требующий специальной подготовки.

Решить эту проблему можно лишь поняв, какие именно трудности испытывают подростки с нарушенным интеллектом при выборе профессии, и помочь им справиться с ними. Наиболее частыми затруднениями у людей, получивших нецензовое образование, которые препятствуют выбору своего призвания, являются:

психологическая неподготовленность к переходу от обучения к работе;

отсутствие четкого плана на будущее из-за ощущения социальной уязвимости;

неадекватная самооценка и невозможность выявить свои способности к определенному виду деятельности;

неспособность проанализировать влияние на себя производственного микроклимата, неготовность преодолевать профессиональные трудности.

В Пензенской области вопросами профессионального обучения данной категории выпускников занимается в основном Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса" под руководством Пронькиной Татьяны Юрьевны. В перечне программ колледж предлагает следующие направления профессиональной подготовки: Вышивальщица и Маляр.

В связи с небогатым выбором было принято решение проработать возможность расширения перечня программ подготовки, на базе колледжа. Например, по направлению профессионального обучения: комплектовщик товаров и гладильщица.

«Трудности в выборе профессии дети и подростки, имеющие проблемы с интеллектом, не способны решить самостоятельно. Поэтому так важно компетентное участие специалиста по профориентации, который предоставят учащимся актуальную информацию о ситуации на рынке труда, даст основы профориентации, поучаствует в личностном развитии ребят, чтобы научить их соотносить свои возможности и способности с актуальными требованиями работодателей», - пояснила Симакова О.С., начальник УКРИО ПГУ.

На рабочей встрече заинтересованных лиц было принято и ещё одно решение о проработке возможности открытия нового направления профессионального обучения в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области Пензенском агропромышленном колледже. Директору, Зарывахину Александру Васильевичу, было дано поручение, в короткие сроки рассмотреть вопрос открытия программы сельскохозяйственной направленности для подготовки детей и молодых инвалидов, имеющих ментальную инвалидность.

Для ребенка с нарушениями интеллектуального уровня определение в профессии имеет первостепенное значение, поскольку из-за проблем со здоровьем некоторые специальности будут ему противопоказаны, а какие-то просто не доступны в силу ограниченных способностей.

Симакова Оксана Сергеевна говорила о необходимых этапах ранней профориентации данной категории и предложила некий алгоритм её проведения в школах.

«Если на этом этапе школьник растеряется и не примет решение, это может стать причиной ухудшения его здоровья и даже последующей социальной дезадаптации. Поэтому так важно в работе с детьми, имеющими умственную отсталость учитывать следующие факторы:

Начать профориентационные уроки с учениками школ обучающихся по адаптированным программ нужно как можно раньше (дети, которые занимались с профориентологом в дошкольном или младшем школьном возрасте, в подростковый период легко и осознанно делают выбор в пользу той или иной профессии, твердо зная, какое именно дело доставляет им удовольствие);

Мероприятия по профориентации повысят мотивацию к получению профессии.

Внеурочная деятельность в условиях профессионального учреждения активизирует интерес учеников к освоению профессии именно в этом месте.

На профориентационные занятия следует приглашать и родителей детей (совместная работа дает лучшие результаты).

Фотографии (3)
» Последнее в рубриках:
15.06.2025 07:20 Сергей Кравцов: «Фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике»
15.06.2025 07:13 Начальник УКРИО участник ежегодного Форума ИВО
04.06.2025 21:12 Дмитрий Чернышенко: Создание сети передовых школ – это стратегический шаг в будущее нашей страны
04.06.2025 20:43 Всероссийский проект «Онкопатруль»
02.06.2025 21:17 Молодёжный форум «иВолга» доступен для каждого!
31.05.2025 21:10 В России по направлению «Туризм и гостеприимство» обучают более 100 вузов и 1,3 тыс. колледжей
29.05.2025 17:01 Студенты, имеющие инвалидность, ПГУ прошли практику в УКРИО
28.05.2025 16:08 В Пензе завершился X региональный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс»
27.05.2025 16:58 На базе УКРИО продолжается обучение слушателей курса профессиональной переподготовки «Лечебная педагогика в специальном и инклюзивном образовании».
26.05.2025 12:50 Команда ПГУ победители VI Всероссийского Слета инклюзивных волонтеров