Актуальные вопросы трудовой подготовки, профессионального обучения и занятости людей с ментальными нарушениями обсудили в Министерстве образования Пензенской области15.04.2023 14:16
Для обсуждения актуальных в нашей области вопросов трудовой подготовки и профессионального обучения выпускников 2023 года состоялась рабочая встреча представителей Министерства образования Пензенской области в лице: Начальника Отдела образовательной политики профессионального образования, Сафронова Андрея Васильевича; Консультанта Управления образовательной политики в сфере общего и дополнительного образования, Кругловой Ирины Викторовны и Главного специалиста-эксперта Отдела образовательной политики профессионального образования, Белорыбкиной Анастасия Александровна; представителей организаций профессионального образования Пензенской области и Пензенского государственного университета. Выбрать профессию по душе – непростое дело даже для нормотипичных школьников. Детям же с отклонениями интеллектуального развития бывает очень сложно сориентироваться в особенностях рынка вакансий. Многие выпускники после коррекционной классов школы приходят в колледж, чтобы получить хоть какую-нибудь профессию, другие сразу идут работать на производство, выполняя тяжелый труд, не требующий специальной подготовки. Решить эту проблему можно лишь поняв, какие именно трудности испытывают подростки с нарушенным интеллектом при выборе профессии, и помочь им справиться с ними. Наиболее частыми затруднениями у людей, получивших нецензовое образование, которые препятствуют выбору своего призвания, являются: психологическая неподготовленность к переходу от обучения к работе; отсутствие четкого плана на будущее из-за ощущения социальной уязвимости; неадекватная самооценка и невозможность выявить свои способности к определенному виду деятельности; неспособность проанализировать влияние на себя производственного микроклимата, неготовность преодолевать профессиональные трудности. В Пензенской области вопросами профессионального обучения данной категории выпускников занимается в основном Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса" под руководством Пронькиной Татьяны Юрьевны. В перечне программ колледж предлагает следующие направления профессиональной подготовки: Вышивальщица и Маляр. В связи с небогатым выбором было принято решение проработать возможность расширения перечня программ подготовки, на базе колледжа. Например, по направлению профессионального обучения: комплектовщик товаров и гладильщица. «Трудности в выборе профессии дети и подростки, имеющие проблемы с интеллектом, не способны решить самостоятельно. Поэтому так важно компетентное участие специалиста по профориентации, который предоставят учащимся актуальную информацию о ситуации на рынке труда, даст основы профориентации, поучаствует в личностном развитии ребят, чтобы научить их соотносить свои возможности и способности с актуальными требованиями работодателей», - пояснила Симакова О.С., начальник УКРИО ПГУ. На рабочей встрече заинтересованных лиц было принято и ещё одно решение о проработке возможности открытия нового направления профессионального обучения в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области Пензенском агропромышленном колледже. Директору, Зарывахину Александру Васильевичу, было дано поручение, в короткие сроки рассмотреть вопрос открытия программы сельскохозяйственной направленности для подготовки детей и молодых инвалидов, имеющих ментальную инвалидность. Для ребенка с нарушениями интеллектуального уровня определение в профессии имеет первостепенное значение, поскольку из-за проблем со здоровьем некоторые специальности будут ему противопоказаны, а какие-то просто не доступны в силу ограниченных способностей. Симакова Оксана Сергеевна говорила о необходимых этапах ранней профориентации данной категории и предложила некий алгоритм её проведения в школах. «Если на этом этапе школьник растеряется и не примет решение, это может стать причиной ухудшения его здоровья и даже последующей социальной дезадаптации. Поэтому так важно в работе с детьми, имеющими умственную отсталость учитывать следующие факторы: Начать профориентационные уроки с учениками школ обучающихся по адаптированным программ нужно как можно раньше (дети, которые занимались с профориентологом в дошкольном или младшем школьном возрасте, в подростковый период легко и осознанно делают выбор в пользу той или иной профессии, твердо зная, какое именно дело доставляет им удовольствие); Мероприятия по профориентации повысят мотивацию к получению профессии. Внеурочная деятельность в условиях профессионального учреждения активизирует интерес учеников к освоению профессии именно в этом месте. На профориентационные занятия следует приглашать и родителей детей (совместная работа дает лучшие результаты). Фотографии (3)
![]() ![]() |