Развитие инклюзивного образования ПГУ
В соответствии с повесткой дня Заседания Учёного совета Пензенского государственного университета одним из вопросов стало обсуждение проведённой работы и перспектив развития инклюзивного образования в целом и инклюзивного общества в частности.
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления комплексного развития инклюзивного образования О.С.Симаковой, Ученый совет отметил:
Инклюзивное образование в университете реализуется согласно Законодательству Российской Федерации, в соответствии с основополагающими документами в области образования, предусматривающими принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
А также в рамках Межведомственного комплексного плана по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц от 21 декабря 2021 г. № 14000п-П8.
В учебный процесс внедрены адаптированные образовательные программы и программа профессиональной подготовки волонтеров «Абилимпикс» в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 05.02.2018 г. №151 - ФЗ.
Реализуется Комплексный подход к созданию Инклюзивной модели образования в Пензенской области. Для чего выявили, обобщили и систематизировали наиболее перспективные российские и зарубежные инновации и разработки в сфере инклюзивного образования.
Создана межвузовская комиссия по межведомственному взаимодействию в области доступности, эффективности и результативности инклюзивного образования при Совете ректоров вузов Пензенской области.
Продолжается всесторонняя адаптация пространственной и социальной среды ПГУ. Успешно реализуются индивидуальные образовательные траектории обучающихся инвалидов.
Постоянно наращивается кадровое и информационное обеспечение условий для повышения значений показателей доступности объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Внедряется сетевая форма реализации образовательных программ повышения квалификации для специалистов, реализующих инклюзивное образование.
Сформирована особая среда для полноценного включения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в жизнь студенческого коллектива. В рамках данного направления ведётся работа волонтерских команд студентов и преподавателей, помогающих инвалидам в ежедневном быту, что является особенностью деятельности нашего вуза в области образовательной поддержки инвалидов.
Региональный волонтёрский Центр «Абилимпикс» активно принимает участие в грантовой политике Росмолодежи, форумных кампаниях, фестивалях, соревнованиях разного уровня.
Создана и функционирует система довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов. Наиболее эффективным является реализация специальных дополнительных образовательно-реабилитационных программ для абитуриентов-инвалидов, организуемая на базе ПГУ.
Проводится обязательное профориентационное тестирование для осуществления диагностирования особенностей здоровья и «устойчивости психики» инвалидов, характера их дезадаптации для дальнейшей реабилитации и компенсации.
Проводятся консультации для абитуриентов-инвалидов и их родителей по вопросам приёма и обучения для повышения уровня доступности предоставляемых образовательных услуг и «доступности» выбираемой профессии.
Сопровождаются вступительные испытания путём создания специальных условий, включающих в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использования технических средств, помощи ассистента, а также увеличения продолжительности вступительных испытаний.
Абитуриенты с инвалидностью, принявшие участие в мероприятиях ПГУ, выбирают направление подготовки с учётом рынка труда, перечня перспективных профессий и состояния здоровья.
Повысилась информированность школьников с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья об условиях и возможности получения высшего образования.
Открыта функционально-диагностическая лаборатория, расположенная на базе Института Физической культуры и спорта. Лаборатория разрабатывает и внедряет новые технологии в профессиональном спорте, оздоровительной и адаптивной физической культуре.
Оказано содействие в развитии кадрового потенциала работников образовательных организаций-партнёров, обладающих компетенциями в области инклюзивного образования.
Вместе с тем, в работе Управления комплексного развития инклюзивного образования имеются последующие цели развития инфраструктуры для обеспечения равного доступа к образованию.
На основании выше изложенного Ученый Совет постановил:
Уровень развития Инклюзивного образования в университете признать удовлетворительным.
Актуализировать программу развития ПГУ в области доступности, эффективности и результативности инклюзивного образования в соответствии с методическими рекомендациями Министерства науки и высшего образования РФ.
Обеспечить в ПГУ дальнейшее совершенствование доступной среды для обеспечения равного доступа к образованию всего контингента лиц с инвалидностью или ОВЗ.

		    
Версия для печати