Завершающий семинар – вебинар «Эффективность инклюзивного образования: доказательная база и инструменты внедрения» проведён

31.08.2022 18:54

Гуманизацию образования на современном этапе развития российского общества можно понимать как необходимость создания комфортных условий и доступа к получению образования всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На вебинаре участники обсудили доступные инструменты инклюзии в общеобразовательных организациях: что может сделать учитель, преподаватель и что может сделать родитель.

Видные историки специального образования, отмечают, что в эволюции отношения государства и общества к лицам с инвалидностью от древности до наших дней можно выделить переломные моменты, характеризующие путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современный этап, девизом которого стал лозунг «От равных прав к равным возможностям», знаменуется стремлением максимально интегрировать людей с нарушениями здоровья в общество, предоставить им равные возможности участия в политической, культурной, спортивной жизни, создать условия для её максимально возможной независимости.

Также на вебинаре обсудили эффективность инклюзивных практик в разрезе всех учеников или студентов класса или группы, и как изменения в сторону инклюзивности влияют на внутригрупповые процессы и эффективность образовательного процесса в целом.

Мы, сотрудники УКРИО, рады были представить заинтересованным лицам вебинар, тот, который представляется нам чрезвычайно важным для движения общества к инклюзии. На нём мы представили обзор научной доказательной базы инклюзивного образования. УКРИО был одной из первых структур, создавших модель инклюзии (а не интеграции — о различии этих понятий речь шла на семинаре) для всех даже самых сложных категорий студентов – обучающихся с аутизмом. В рамках своей работы по продвижению инклюзивного образования, а также в рамках важного направления своей деятельности по анализу и совершенствованию законодательной базы наши эксперты не могли пройти мимо столь важного вопроса – ведь выводы, представленные на вебинаре, дают объективные основания для продолжения этой работы. Но прежде всего нам бы хотелось, что бы подготовленный нашими специалистами вебинар, нам еще раз подчеркнул смысл нашей деятельности, а также хотели бы поддержать всех, кто вступает на поле системной инклюзивной деятельности.

В программу вошли вопросы:

кратко об инклюзивном образовании и необходимых для него условиях;

подтвержденная эффективность инклюзии для каждого участника образовательного процесса;

инструменты, которые может использовать каждый для продвижения инклюзивного образования. Как может участвовать родитель.

Сотрудники УКРИО много раз слышали в свой адрес упрек, что инклюзия в образовании существовала задолго до первых опытов в этой области. Мы, безусловно, признаем огромную многолетнюю работу всех наших предшественников, боровшихся за снятие барьеров в образовании для людей с инвалидностью. Это важный труд, положивший начало отказу от сегрегации. Однако, признавая эту деятельность, испытывая огромную благодарность ко всем нашим коллегам, мы не можем отступиться от ряда принципиальных позиций. И одна из них – четкое различение интеграции и инклюзии.

Эксперт — Оксана Симакова, педагог, учитель-дефектолог, ведущая детских занятий, тренингов и вебинаров для родителей и учителей в ПГУ (системно решает проблему трудного поведения – обучает учителей, проводит исследования и создает педагогические методики), начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ.

Процессы интеграции, действительно, начались в России в 90-е годы, но инклюзия в российском образовании появилась только в 10-х годах нынешнего века. Сегодня мы, с одной стороны, очень рады быстрому росту интереса к инклюзии и многочисленным попыткам ее внедрения. С другой же стороны, мы видим и риски – и эти риски характерны не только для нашей страны. О них говорят эксперты и специалисты в области образования со всего мира. И связаны они с опасностью подмены смыслов. Всегда ли то, что мы называем инклюзией, является таковой? Являются ли слова «интеграция» и «инклюзия» синонимами?

«Инклюзивное образование несет в себе больше, чем приспособление образовательной организации настоящего к детям с инвалидностью. Инклюзия в образовании – это про гибкость системы для каждого: и для того, у кого есть особенности здоровья, и для того, кто воспринимает информацию в формате, отличающемся от «среднестатистического». Инклюзия – это про всех и для каждого ребёнка в учреждении», — отмечает Оксана Симакова.

Когда наши дети с различными диагнозами входят в систему образования, их предстоящий опыт в классе или группе часто описывается словами «будет интегрирован» или «будет инклюзирован». В некоторых случаях эти термины используются как взаимозаменяемые. Говорят «интегрирован в обычный класс». Или «инклюзирован в обычную группу». Однако между этими двумя понятиями есть существенные различия. И их знание поможет всем в деле адвокации инклюзии и в обоснованной и конструктивной борьбе за инклюзивную среду, которая полезна при обучении всех детей.

Онлайн – встреча сопровождалась синхронным переводом на русский жестовый язык.

Успешные модели инклюзии предполагают, что ВСЕ люди разные, и ВСЕ люди могут учиться. В ребёнке нет ничего такого, что нуждалось бы в «починке», чтобы он мог приспособиться к системе. Образовательная система в целом может меняться, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям ВСЕХ обучающихся. Люди по отношению к образовательной организации - «участники».

Ведущей вебинара стала — Юлия Кулагина, координатор проектов Управления инклюзивного образования ПГУ.

Приглашены к участию были педагоги и специалисты, работающие с детьми, имеющими инвалидность, родители детей с ОВЗ.

» Последнее в рубриках:
15.06.2025 07:20 Сергей Кравцов: «Фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике»
15.06.2025 07:13 Начальник УКРИО участник ежегодного Форума ИВО
04.06.2025 21:12 Дмитрий Чернышенко: Создание сети передовых школ – это стратегический шаг в будущее нашей страны
04.06.2025 20:43 Всероссийский проект «Онкопатруль»
02.06.2025 21:17 Молодёжный форум «иВолга» доступен для каждого!
31.05.2025 21:10 В России по направлению «Туризм и гостеприимство» обучают более 100 вузов и 1,3 тыс. колледжей
30.05.2025 21:00 Разработана компьютерная модель образования белков, связанных с развитием болезни Альцгеймера
29.05.2025 17:01 Студенты, имеющие инвалидность, ПГУ прошли практику в УКРИО
28.05.2025 16:08 В Пензе завершился X региональный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс»
27.05.2025 16:58 На базе УКРИО продолжается обучение слушателей курса профессиональной переподготовки «Лечебная педагогика в специальном и инклюзивном образовании».