Эмпирическое исследование уровня коммуникативной компетентности педагогических работников

03.02.2022 12:23

28 января 2021года на базе МБОУ СОШ № 30 прошла вторая встреча в формате вебинара стажировочной площадки на тему: «Технологии и практики психолого – педагогического сопровождения процесса социализации обучающихся лиц с ОВЗ в образовательной организации». Она была посвящена проблеме изучения направленности личности.

Участие приняли 107 педагогов, работающих с детьми с ОВЗ из 24 школ и одного детского сада города Пензы.

Стажировочную площадку открыла Симакова О.С., рассказав о методике разработанной чешскими психологами В. Смекалом и М.Кучером. В основе, которой, лежит несколько изменённая ориентировочная анкета Б. Басса. Данная методика Смекала – Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создаётся впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нём самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Так как участниками являлись учителя начальных классов, учителя – предметники, тьюторы в начальной школе, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги детских образовательных учреждений назначение исследования  было сформулировано именно как определение направленности человека: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу).

Встречи проходили через видеоконференцсвязь Zoom .

Целью второго вебинара стажировочной площадки стало совершенствование и развитие профессиональных компетенций психологов, логопедов и других педагогов, реализующих психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательных организациях.

В ходе вебинара были решены следующие задачи:

- рассмотрели возможность создания оптимальных социально – педагогических условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ;

- изучили все возможности применения средств социальной адаптация детей с ОВЗ в условиях ФГОС НОО. А также ФГОС обучающихся лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательном учреждении.

Так как Личностная направленность (направленность на себя – НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, поэтому супервизор учитель-дефектолог Яцко Г.Н. познакомила участников с деятельностью педагогов – психологов, учителей и логопедов МБОУ СОШ № 30 города Пензы.

В своём сообщении она подчеркнула, что психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи, как ребенку, так и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации специалистами различного профиля, действующими скоординировано.

Особую заинтересованность вызвала Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие – НВ) имеющая место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. В связи с этим тема доклада – исследования педагога – психолога МБОУ СОШ №30 г. Пензы Глуховой О.В. об эмоциональной социализации как одном из основных аспектов процесса обучения в целом и формировании системы ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности. Ольга Викторовна представила блок занятий, направленных на развитие эмоций. Путём развития у детей с ОВЗ способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, а также овладевать, насколько это возможно для ребенка, навыками управления своими эмоциями можно сформировать основу отношений к окружающему миру ребёнка имеющего УО.

Интересной и малоизученной практикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, делилась Лушникова О.О. педагог – психолог МБОУ СОШ № 30г. Пензы.

Её сообщение «Коллажирование ситуаций в процессе социализации как метод работы с детьми, имеющими ОВЗ в практике помогающих отношений» было построено на процедуре выявления Деловой направленности (направленность на задачу – НЗ) отражающей преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Этот методический приём оказался интересен широкому кругу слушателей, которые отметили, что он будет полезен не только в работе по социализации детей с ОВЗ, но и в налаживании контакта педагога с их родителями.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности. Поэтому развитие современного общества, как процесс, предъявляет новые требования к построению образовательного пространства. Одно из требований это Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: активное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

В своём выступлении процедуру использования компьютерных технологий на логопедических занятиях, как одного из средств развития коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ осветила Крошко И.А. учитель – логопед МБОУ СОШ №30 г. Пензы. Она рассказала о системе ценностных ориентации определяющих содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Во время своего выступления педагог делала ссылки на сайты, которые можно применять в работе с данной категорией ребят, причём их использование будет помогать провести занятия в игровой форме более ярко, познавательно, а главное эффективно для развития коммуникативных компетенций.

В результате работы были рассмотрены различные педагогические технологии наиболее распространенные в настоящее время. Например, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Слушатели ознакомились с практическим опытом работы своих коллег по социализации детей с ОВЗ и подготовили волнующие их вопросы для следующей встречи.

Фотографии (3)
» Последние новости:
15.06.2025 07:20 Сергей Кравцов: «Фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике»
15.06.2025 07:16 Создана технология получения из медуз коллагена для лечения ран и ожогов
15.06.2025 07:13 Начальник УКРИО участник ежегодного Форума ИВО
04.06.2025 21:12 Дмитрий Чернышенко: Создание сети передовых школ – это стратегический шаг в будущее нашей страны
04.06.2025 20:43 Всероссийский проект «Онкопатруль»
03.06.2025 21:03 Российские ученые разработали прибор автоматической оценки плотности горючего
02.06.2025 21:17 Молодёжный форум «иВолга» доступен для каждого!
31.05.2025 21:10 В России по направлению «Туризм и гостеприимство» обучают более 100 вузов и 1,3 тыс. колледжей
30.05.2025 21:00 Разработана компьютерная модель образования белков, связанных с развитием болезни Альцгеймера
29.05.2025 17:01 Студенты, имеющие инвалидность, ПГУ прошли практику в УКРИО