Заключительная встреча в формате вебинара ЮНЕСКО «Эффективные практики дистанционного обучения лиц с ОВЗ в условиях COVID-19»
Системы образования во всем мире сталкиваются с беспрецедентными вызовами, связанными с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Правительственные учреждения сотрудничают с международными организациями, частными компаниями и представителями гражданского общества в целях обеспечения дистанционного обучения с использованием различных технологий для поддержания непрерывности образования по утверждённым программам. Усилия по широкомасштабному внедрению дистанционного обучения на всех уровнях образования могут послужить ценным уроком и заложить основу для достижения долгосрочных целей по созданию более открытых, инклюзивных и гибких систем образования в пост пандемический период.
Состоялась заключительная встреча в формате вебинара из серии совместных мероприятий Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и Института ЮНЕСКО.
На вебинаре «Эффективные практики дистанционного обучения лиц с ОВЗ в условиях COVID-19» в рамках дискуссии были рассмотрены вопросы, касающиеся:
− опыта, накопленного в специальной школе, инклюзивной школе, ресурсном центре во время пандемии;
− количества школьников с ОВЗ, включенных в дистанционное обучение в различных образовательных организациях;
− обучения различных категорий лиц с ОВЗ с использованием ИКТ; форм и способов поддержки обучения, реализуемых образовательными организациями во время пандемии;
− доступности цифровых учебных материалов; использования программного обеспечения и сервисов в образовательной деятельности в условиях пандемии;
− влияния решений открытого дистанционного обучения на доступность образования для лиц с ОВЗ.
Четвертая встреча, была посвящена эффективным практикам дистанционного обучения лиц с ОВЗ в условиях COVID-19. Собрала более 500 специалистов из Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации. И еще около 200 участников подключились к работе сессии посредством прямой трансляции на YouTube-канале ИИТО ЮНЕСКО.
Целевую аудиторию вебинара составили руководители и методисты учреждений образования, абилитации и реабилитации для детей с ОВЗ; руководители и специалисты институтов повышения квалификации, ресурсных центров и методических объединений; представители вузов, научных и образовательных организаций, ассоциаций родителей/законных представителей лиц с ОВЗ. Наш вуз был представлен усиленным контингентом преподавателей, имеющих опыт работы в формате дистанта при реализации программ Высшего образования.
Директор Учебно – научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства МПГУ, доктор педагогических наук Юлия Олеговна Филатова, координатор Проекта от МПГУ, представила результаты проведенного исследования, посвященного изучению диапазона современных ИКТ – решений в образовании детей с ОВЗ в четырех странах – Казахстане, Кыргызстане, Республике Беларусь и Российской Федерации.
На мероприятии также выступили:
Анна Константиновна Золотова, эксперт Научно-образовательного центра «Биологические и социальные основы инклюзии» Института физиологии им. И. П. Павлова РАН, руководитель проектов по качеству образования ISSA, Санкт-Петербург;
Елена Константиновна Лобачева, организатор группы поддержки «Мы» родителей молодых инвалидов при благотворительном фонде поддержки лиц с нарушениями развития и интеллекта «Лучшие друзья»;
Азат Дамирович Ханнанов, директор АНО «Институт информационных технологий в образовании», руководитель проекта «Детская школа искусства онлайн, ДШИ. онлайн»;
Наталия Сергеевна Усанина, кандидат педагогических наук, МДОУ «Детский сад № 109» города Ярославля – победителя регионального этапа, финалиста Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России, 2018год», лучшего дошкольного учреждения города Ярославля 2021 года.
В своих презентационных докладах спикеры сосредоточили внимание аудитории на вопросах, связанных с совместной образовательной деятельностью и практикой инклюзии в детских садах и школах РФ; возможностями организации онлайн – занятий по сопровождению лиц с ОВЗ в условиях пандемии COVID-19 с привлечением ресурсов некоммерческих организаций; реализуемыми инклюзивными программами по дистанционному образованию (опыт НОЦ ИФ РАН в выполнении международного гранта по проекту PLA «Совместной образовательной деятельности» Международной Ассоциации «Шаг за шагом» ISSA, Нидерланды); проект ДШИ - онлайн: «Здравствуй и твори!» по дополнительному образованию для детей, проходящих стационарное или амбулаторное лечение; - особенностями образовательных ресурсов для сопровождения детей с ОВЗ (Электронный конструктор АОП).
В заключительной дискуссионной части вебинара выступила Симакова О.С., которая обменялась мнением относительно: опыта, накопленного в специальных школах Пензенской области и инклюзивных учреждениях. А так же в ресурсном центре во время пандемии по обучению различных категорий лиц имеющих ОВЗ с использованием ИКТ.
Участники вебинара поддержали её выступление и задали вопросы относительно форм и способов поддержки обучения, реализуемых образовательными организациями Пензенской области во время пандемии; доступности цифровых учебных материалов; использования программного обеспечения и сервисов в образовательной деятельности в условиях пандемии. А так же влияния решений открытого дистанционного обучения на доступность образования для лиц с ОВЗ.

