Панельная дискуссия на тему: "Барьеры инклюзивного высшего образования и пути их преодоления"

13.11.2025 13:49

Работа очного этапа проекта «Университет без границ!» продолжилась панельной дискуссией на тему «Барьеры инклюзивного высшего образования и пути их преодоления».

В ней приняли участие Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова; Министр труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Алексей Качан, Первый заместитель министра образования Пензенской области Михаил Денисов, Член – корреспондент Российской Академии образования Вагиф Байрамов, Проректор по учебной работе Виктор Механов и другие выступающие. Модератором стала начальник УКРИО ПГУ Оксана Симакова.

Началась дискуссия с просмотра фильма о Пензенском государственном университете для того, чтобы гости смогли погрузиться в атмосферу ведущего вуза Пензы и соприкоснуться с 82 – летней историей становления университета обращённого в будущее.

Затем Виктор Борисович Механов, озвучил пути преодоления Пензенским государственным университетом барьеров инклюзивного образования. Например, проблемы, решаемые через создание дорожных карт университетов, по созданию доступной среды, сводятся к так называемой «символической инклюзии» когда вузы ограничиваются пандусами, игнорируя системные изменения (методики преподавания, цифровую доступность).

Была приведена статистика, что только 12% российских вузов имеют адаптированные онлайн – курсы.

Отсутствуют стандарты или единые требования к инклюзивному оснащению кампусов или подготовке преподавателей.

И как последствие: Студент с дислексией в одном вузе получает поддержку, а в другом — нет.

Большим вопросом становится и финансовая неэффективность. Бюджеты на создание инклюзивности тратятся точечно (например, на закупку экранных дикторов), а не на комплексные программы.

Здесь же обсудили опыт совместной и плодотворной работы двух министерств. Так, например, одним из ярких примеров успешной коллаборации двух ведомств является опыт ведения людей с ОВЗ от момента поступления в вуз и до трудоустройства, где также процесс проходит с непосредственным участием всех заинтересованных сторон.

О поддержке людей с инвалидностью специалистами службы занятости населения рассказал Министр труда Пензенской области Алексей Качан. Руководитель ведомства проинформировал участников панельной дискуссии «Барьеры инклюзивного высшего образования и пути их преодоления» о том, какие в рамках нацпроекта «Кадры» используются инструменты для решения вопросов трудоустройства граждан с инвалидностью. Например, специалисты Кадрового центра «Работа России» Пензенской области помогают в профессиональной ориентации, организуют профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям, проводят ярмарки вакансий и встречи с работодателями. Применяют при осуществлении процесса трудоустройства процедуру квотирования рабочих мест и практику «аренды рабочих мест».

Работодателям осуществляется возмещение затрат до 200 тыс. рублей за оборудование рабочих мест для инвалидов I и II группы, компенсируются затраты на выплату заработной платы трудоустроенных инвалидов с учетом страховых взносов по итогам 1, 3, 6 месяцев после трудоустройства, возмещаются затраты в размере 100 тыс. рублей на создание и оснащение рабочего места, включая создание инфраструктуры.

«Всего в 2025 году органами службы занятости населения были успешно трудоустроены 440 граждан. Особенно радует показатель уровня трудоустройства среди молодежи: для инвалидов в возрасте до 35 лет он составляет 60%», – подчеркнул Алексей Качан.

Также в ноябре планируется запустить новый сервис «Доступный кадровый центр» по организации доставки людей с инвалидностью в кадровый центр и обратно на автомобиле службы занятости.

О том, как объединение стейкхолдеров меняет ситуацию, рассказала Амчеславская Ольга, Генеральный директор МЦПРМ, тренер Национальной сборной Абилимпикс РФ, соавтор волонтерского движения Массаж спасет мир, советник президента МАСМЭР. Она предложила конкретный механизм объединения работодателей вокруг университетов.

Подводя итоги Панельной дискуссии, модератор, обобщила всё вышесказанное и, перечислив возможные пути преодоления барьеров, предложила опыт Проектного решения «Университет без границ: инклюзивный хакатон идей» по созданию открытой базы кейсов с мета-описанием (для каких нозологий, бюджета, сроков).

Полученные в ходе Проектного решения конкретные результаты будут иметь целевое направление и практический выход, а именно:

Для студентов с ОВЗ: Снижение отсева за счет перенятых практик.

Для вузов: Экономия средств бюджета благодаря тиражированию готовых решений.

Для работодателей: Доступ к подготовленным специалистам с инклюзивным опытом.

Фотографии (6)
» Последнее в рубрике:
13.11.2025 13:49 Панельная дискуссия на тему: "Барьеры инклюзивного высшего образования и пути их преодоления"
13.11.2025 13:45 Бесшовная модель образования: от профориентации до трудоустройства
30.10.2025 11:50 «Университет без границ: инклюзивный хакатон идей» или «Инклюзивный кампус: создаём будущее вместе!»: Итоги очного этапа проекта
24.10.2025 10:14 Развитие и барьеры инклюзивного образования
23.10.2025 10:39 В Пензе состоялся очный этап проекта «Университет без границ: инклюзивный хакатон идей» или «Инклюзивный кампус: создаем будущее вместе!»
22.10.2025 23:23 В Пензенском государственном университет прошла деловая встреча представителя РАО и ректора ПГУ
26.09.2025 16:42 Сотрудники УКРИО – участники круглого стола по организации сопровождения и реабилитации обучающихся из числа участников СВО
23.09.2025 08:51 Итоги первого этапа проекта «Университет без границ: инклюзивный хакатон идей» или «Инклюзивный кампус: создаем будущее вместе!»
19.09.2025 12:45 Студент ПГУ – победитель IV Общероссийской студенческой смены по инклюзивному волонтёрству и туризму
16.09.2025 10:24 Модель инклюзивной организации в высшем образовании