Бесшовная модель образования: от профориентации до трудоустройства
Деловая программа Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 2025 (г. Москва) была очень насыщенной. Параллельно шли круглые столы, дискуссионные площадки, экспертные сессии, воркшопы и многое другое. Поднимались важные темы и предлагались их решения.
Сотрудники УКРИО ПГУ стали участниками круглого стола «Бесшовная модель образования: от профориентации до трудоустройства». Модератором мероприятия была Марьяна Барасбиевна Соколова, директор Координационного центра ИВО.
Марьяна Барасбиевна сообщила об участии в пилотном проекте по формированию бесшовной модели образования 6 регионов нашей страны (Сахалинская область, Новосибирская область, Нижегородская, Вологодская, Ростовская, Ставропольский край). Фокус группой была разработана методология, затрагивающая период от ранней помощи ребенку с инвалидностью или ОВЗ до момента его самореализации. Учитывались региональные практики взятых регионов, в том числе оценивалось качество специалистов, оказывающих всестороннее сопровождение, специалистов, обеспечивающих построение образовательного процесса детей, имеющих инвалидность и ОВЗ, и другие факторы. Лучшие практики регионов будут включены в Федеральную вариативную модель.
Спикерами круглого стола были: заместитель директора Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России Денис Амирович Шамгунов, директор РУМЦ Мининского университета Татьяна Фёдоровна Краснопевцева, заведующий отделением инклюзивного образования ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Елизавета Александровна Рузанкина, руководитель Регионального центра инклюзивного профессионального образования и заместитель директора по инклюзивному профессиональному образованию ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» Юлия Михайловна Домра, уполномоченный ректора ЮФУ по делам инвалидов и лиц с ОВЗ и руководитель РУМЦ ЮФУ Лариса Александровна Гутерман.
Денис Амирович Шамгунов наряду с информацией о мероприятиях в рамках концепции повышения занятости инвалидов привел статистику трудоустройства людей, имеющих инвалидность и ОВЗ. Уровень занятости данной категории лиц с каждым годом увеличивается и на текущий момент составляет 29%.
Об эффективном портфолио как инструменте обеспечения карьерной маршрутизации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рассказала Татьяна Федоровна Краснопевцева. В разработке представленной формы портфолио участвовали представители детских садов, школ, организаций СПО и вузов. Особенностью данного портфолио является то, что оно начинает формироваться с детского дошкольного учреждения, а также включает 3 важных блока: особые образовательные потребности, профориентация, социальная активность. Татьяна Фёдоровна подчеркнула, что 78 участников приняли участие в данном пилотном проекте по формированию портфолию. Как сами обучающиеся, так и родители дали положительную обратную связь, поскольку удалось посмотреть на возможности к обучению ребенка под другим углом. Данный проект будет включаться в концепцию единой помощи детям Нижегородской области, также в планах стоит внесение портфолио в сервис «Госуслуги».
С докладом выступила также Елизавета Александровна Рузанкина, которая поделилась опытом Нижегородской области в вопросах построения образовательного маршрута для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Следующий спикер Юлия Михайловна Домра рассказала о построении системы среднего профессионального образования Сахалинской области. Юлия Михайловна поделилась историей и результатами участия ребят с интеллектуальными нарушениями сначала в фестивале профессий и затем чемпионате «Абилимпикс».
Слово было предоставлено Ольге Александровне Денисовой, которая представила тему «Цифровизация построения бесшовного образовательного маршрута детей и молодёжи с ОВЗ и инвалидностью как инструмента формирования индивидуального компетентностного профиля» на основе опыта Череповецкого государственного университета.
Лариса Александровна Гутерман раскрыла проблематику и пути совершенствования единой региональной системы профориентационной деятельности в Ростовской области.
Сотрудники Управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ Оксана Симакова, Татьяна Петелина и Иван Пчельников, присутствующие на круглом слоте, подчеркнули важность поднятых на круглом столе вопросов. Бесшовная модель образования предполагает интеграцию образовательных учреждений, предприятий и организаций, обеспечивающую непрерывность и последовательность в обучении и профессиональной подготовке ребят с инвалидность и ОВЗ. Очень ценно объединение опыта различных регионов для построения и совершенствования указанной системы, чтобы каждый обучающийся мог определить свою профессиональную траекторию в раннем возрасте и успешно пройти путь через обучение до трудоустройства.

Версия для печати

