Х Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория и практика» прошла в РАО
26 июня 2025 года в Москве, в РАО начала работу Х международная научно-практическая конференция. В работе конференции принимали участие эксперты и ведущие ученые по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидностью из Белоруссии, Армении, Таджикистана, Индии, Турции, Казахстана и многих регионов Российской Федерации.
Основными направлениями работы Х Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» стали:
1. Проблемы получения профессионального образования и трудоустройства лиц с инвалидностью;
2. Формирование инклюзивной культуры в современном обществе;
3. Социокультурные основы инклюзивного образования;
4. Цифровые технологии в обучении студентов с инвалидностью;
5. Разработка, реализация и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов с инвалидностью;
6. Профессиональная подготовка педагогов для работы со студентами, имеющими инвалидность;
7. Международный опыт обучения инвалидов в профессиональных образовательных организациях.
Симакова Оксана Сергеевна приняла участие в пленарной части Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика», в формате экспертной сессии и в качестве докладчика. Вопросы, которые были освещены в выступлениях авторитетных ученых и практиков, нашли отклик у участников конференции и послужили основой для поиска путей решения обозначенных проблем.
Наш университет был приглашен для участия в конференции в качестве базовой организации, имеющей большой опыт работы в рамках инклюзивного образования.
Как начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ Оксана Сергеевна выступила на конференции с докладом "Реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов с инвалидностью: опыт, проблемы, перспективы" Проблемы инклюзивного профессионального образования (из опыта работы базовой профессиональной образовательной организации Пензенской области)». Данная тема была определена не случайно; вот уже пятнадцать лет наш университет работает в качестве ресурсной организации, координирующей деятельность региональной системы инклюзивного образования. За эти годы было много трудностей и проблем; все они решаются, в той или иной степени. Каковы же механизмы их решения? Какие ресурсы можно привлечь для их решения? Вот те и другие вопросы, которые были освещены в докладе. Тем самым мы поделились своим опытом, что возможно поможет другим регионам в решении подобных проблем.
Проблемы и трудности, которые были представлены Симаковой О.С. на конференции РАО в докладе для обсуждения выглядели следующим образом:
1. Психологическая неготовность педагогов к работе с инвалидами, лицами с ОВЗ в инклюзивном пространстве и оборотная сторона – это профессиональное выгорание специалистов педагогов - дефектологов.
2. Несовершенство локальной нормативно-правовой базы, отвечающей современным требованиям федерального уровня.
3. Направление абитуриентов с инвалидностью или с ОВЗ на обучение по всем специальностям/профессиям.
4. Обеспечение положительной динамики численности обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
5. Формальный подход при проведении психолого-педагогического консилиума и комиссии ТПМПК.
6. Освоение и внедрение в педагогическую практику методик, приёмов работы для обучающихся разных категорий (нозологических групп).
7. Недопонимание педагогами роли и значимости адаптированной образовательной программы в инклюзивном образовательном процессе.
8. Недостаточный уровень обеспечения образовательного процесса специальных технических средств обучения.
10. Низкий уровень обеспеченности инклюзивного образовательного процесса узкими специалистами (переводчики русского жестового языка, тифлосурдопереводчики, тьюторы, ассистенты (помощники)).
В целом конференция была посвящена профессионально-общественному обсуждению вопросов, связанных с получением профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, представление образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования существующих практик по обучению и сопровождению данной категории обучающихся. Свой опыт представляли в основном представители науки и высшей школы.
Мы надеемся, что те предложения, которые прозвучали на конференции, будут направленны на совершенствование процессов образовательной и трудовой инклюзии инвалидов.

