Х Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория и практика» прошла в РАО

28.06.2025 21:59

26 июня 2025 года в Москве, в РАО начала работу Х международная научно-практическая конференция. В работе конференции принимали участие эксперты и ведущие ученые по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидностью из Белоруссии, Армении, Таджикистана, Индии, Турции, Казахстана и многих регионов Российской Федерации.

Основными направлениями работы Х Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» стали:

1. Проблемы получения профессионального образования и трудоустройства лиц с инвалидностью;

2. Формирование инклюзивной культуры в современном обществе;

3. Социокультурные основы инклюзивного образования;

4. Цифровые технологии в обучении студентов с инвалидностью;

5. Разработка, реализация и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов с инвалидностью;

6. Профессиональная подготовка педагогов для работы со студентами, имеющими инвалидность;

7. Международный опыт обучения инвалидов в профессиональных образовательных организациях.

Симакова Оксана Сергеевна приняла участие в пленарной части Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория и практика», в формате экспертной сессии и в качестве докладчика. Вопросы, которые были освещены в выступлениях авторитетных ученых и практиков, нашли отклик у участников конференции и послужили основой для поиска путей решения обозначенных проблем.

Наш университет был приглашен для участия в конференции в качестве базовой организации, имеющей большой опыт работы в рамках инклюзивного образования.

Как начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ Оксана Сергеевна выступила на конференции с докладом "Реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов с инвалидностью: опыт, проблемы, перспективы" Проблемы инклюзивного профессионального образования (из опыта работы базовой профессиональной образовательной организации Пензенской области)». Данная тема была определена не случайно; вот уже пятнадцать лет наш университет работает в качестве ресурсной организации, координирующей деятельность региональной системы инклюзивного образования. За эти годы было много трудностей и проблем; все они решаются, в той или иной степени. Каковы же механизмы их решения? Какие ресурсы можно привлечь для их решения? Вот те и другие вопросы, которые были освещены в докладе. Тем самым мы поделились своим опытом, что возможно поможет другим регионам в решении подобных проблем.

Проблемы и трудности, которые были представлены Симаковой О.С. на конференции РАО в докладе для обсуждения выглядели следующим образом:

1. Психологическая неготовность педагогов к работе с инвалидами, лицами с ОВЗ в инклюзивном пространстве и оборотная сторона – это профессиональное выгорание специалистов педагогов - дефектологов.

2. Несовершенство локальной нормативно-правовой базы, отвечающей современным требованиям федерального уровня.

3. Направление абитуриентов с инвалидностью или с ОВЗ на обучение по всем специальностям/профессиям.

4. Обеспечение положительной динамики численности обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

5. Формальный подход при проведении психолого-педагогического консилиума и комиссии ТПМПК.

6. Освоение и внедрение в педагогическую практику методик, приёмов работы для обучающихся разных категорий (нозологических групп).

7. Недопонимание педагогами роли и значимости адаптированной образовательной программы в инклюзивном образовательном процессе.

8. Недостаточный уровень обеспечения образовательного процесса специальных технических средств обучения.

10. Низкий уровень обеспеченности инклюзивного образовательного процесса узкими специалистами (переводчики русского жестового языка, тифлосурдопереводчики, тьюторы, ассистенты (помощники)).

В целом конференция была посвящена профессионально-общественному обсуждению вопросов, связанных с получением профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, представление образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования существующих практик по обучению и сопровождению данной категории обучающихся. Свой опыт представляли в основном представители науки и высшей школы.

Мы надеемся, что те предложения, которые прозвучали на конференции, будут направленны на совершенствование процессов образовательной и трудовой инклюзии инвалидов.

Фотографии (6)
» Последнее в рубриках:
14.10.2025 12:45 Студент ПГУ – победитель IV Общероссийской студенческой смены по инклюзивному волонтёрству и туризму
10.10.2025 08:51 Итоги первого этапа проекта «Университет без границ: инклюзивный хакатон идей» или «Инклюзивный кампус: создаем будущее вместе!»
01.10.2025 16:42 Сотрудники УКРИО – участники круглого стола по организации сопровождения и реабилитации обучающихся из числа участников СВО
15.09.2025 11:49 Университет без границ: инклюзивный хакатон идей или “Инклюзивный кампус: создаём будущее вместе!
29.08.2025 22:12 ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
26.08.2025 08:34 Студенты ПГУ приняли участие в интеллектуальной игре
25.08.2025 14:55 В ПГУ создали противовоспалительный гель на основе экстракта гречихи
23.08.2025 14:51 В Калуге прошла защита программ деятельности кластеров «Профессионалитета», которые открываются в 2025 году
22.08.2025 22:06 В ЮФУ завершилась всероссийская конференция по инклюзивному образованию
21.08.2025 14:53 Ивановские химики получили соединение для создания лекарств нового поколения