Минпросвещения России продолжает системную работу по развитию инклюзивного образования

18.06.2024 16:41

Российская система образования обучающихся с особыми образовательными потребностями объединяет лучшие традиции советской коррекционной педагогики и реалии современности, одной из которых является развитие инклюзивного образования. Об этом заявил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов на коллегии Минпросвещения России, посвященной вопросам реализации Концепции подготовки пед. кадров и развитию инклюзивного образования.

Министр просвещения РФ напомнил, что дети, имеющие ограничения по состоянию здоровья, должны получать качественное доступное образование и иметь возможности для развития своих способностей и талантов. При этом сеть отдельных (коррекционных) школ должна быть сохранена.

«Все решения относительно закрытия коррекционных школ в регионах должны напрямую согласовываться с Минпросвещения России. Давайте закрепим это в итоговой резолюции коллегии», – заявил глава Минпросвещения России.

Также Министр напомнил, что на базе ведущих подведомственных Министерству научных организаций и университетов созданы федеральные ресурсные центры комплексного сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, они ведут активную научную работу, обеспечивают методическую поддержку региональных систем образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев сообщил, что сегодня более 1,5 миллиона ребят с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются в детских садах, школах и колледжах.

«Результат инклюзивного образования – получение обучающимся качественного общего образования, а затем его профессиональная подготовка, которая позволяет профессионально самореализоваться», – подчеркнул Александр Бугаев.

Он обратил внимание на то, что инклюзивный образовательный процесс должен быть направлен не только на включение обучающихся в совместное обучение со сверстниками, но и в воспитание, в том числе трудовое, в участие в деятельности детских общественных объединений.

Отдельно Александр Бугаев отметил, что без педагогов, знающих, как работать с обучающимися с особыми образовательными потребностями, невозможно построить единое образовательное пространство и развивать инклюзивное образование в России.

«За последние годы мы увеличили контрольные цифры приема на психолого-педагогические и дефектологические направления подготовки, квоту на целевое обучение. Мы планируем утверждение отдельного ведомственного комплекса мер по модернизации дефектологического образования в Российской Федерации», – информировал Александр Бугаев.

Вместе с тем актуальной задачей для субъектов РФ остается особый контроль вопросов организации качественного доступного образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.

На коллегии отмечалось, что в числе важных показателей развития инклюзивного образования в России – ежегодное проведение Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», в рамках которого выявляются и транслируются лучшие практики организации инклюзивного воспитания в детских садах, образования в школах, колледжах, а также отдыха и оздоровления детей.