Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Одной из стержневых проблем, решение которой создает необходимые стартовые условия для формирования дальнейшей достойной жизни молодого трудоспособного инвалида, является обеспечение профессиональной деятельностью, адекватной потребностям и возможностям индивида, способствующей его социальной, физической и нравственной реабилитации, восстановлению его социальных связей, повышению качества жизни. Именно поэтому актуальной задачей общества является развитие возможностей для социализации инвалидов.
Стоит учитывать, что социализация инвалидов, представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно – бытовой деятельности. Другой проблемой социализации молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений или контактов.
Во время учебы в университете общение межличностного характера возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-то учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.
Пензенский государственный университет одной из своих задач также видит проведение адаптации лиц имеющих ограниченные возможности здоровья в процессе социализации, обеспечение комфортного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к инвалидам и интеграции этих студентов в современное общество. Возможность учиться и трудиться создает условия для самовыражения и самореализации инвалидов, а также способствует решению наиболее важных жизненных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам стать полноценными членами общества. Важным шагом в решении вышеупомянутых проблем было создание системы по обеспечению формирования эффективной профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования, участию и содействию в процессе их трудоустройства и социокультурной инклюзии в обществе.
Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеучебной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. Движение «Абилимпикс» эффективно меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует государство создавать все необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению специальности и хорошей работы.
На наш взгляд, профессия «администратор баз данных» является именно таким направлением подготовки. Многолетний опыт работы показывает, что мы помогли очень многим студентам имеющим инвалидность найти свое место в жизни, что является долговременным и профессионально выверенным процессом, поскольку социализация и адаптация у молодых людей с ограниченными возможностями протекает, как известно, медленнее и сложнее. Одну из главных ролей в формировании личности играет осуществление трудовой деятельности. Это обусловлено как творческим характером труда, так и способностью его субъектов участвовать в формировании новой социальной реальности.
С 2019 года Пензенский государственный университет стал центром компетенций III регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по новой компетенции «администрирование баз данных». На протяжении последующих лет нами ежегодно разрабатываются конкурсные задания, и организуется площадка для проведения регионального отборочного этапа чемпионата.
После непосредственной работы на конкурсной площадке «Абилимпикс» мы можем утверждать, что подготовка и участие в чемпионате являются действенным инструментом социализации. Поэтому уделяем большое внимание и подготовке самих экспертов.
А именно:
- уделяем большое внимание нацеливанию экспертов на процесс подготовки студентов к конкурсу;
- мотивируем экспертов на участие в процессе по вовлечению студентов – инвалидов в профессиональную деятельность;
- адаптируем задания компетенции, оставляя их сложность неизменной и доступной для людей с инвалидностью без увеличения времени выполнения заданий;
- оттачиваем применение экспертами методик в ходе подготовки навыков по необходимой компетенции.
Самое главное, готовясь и участвуя в конкурсе, наши эксперты научились работать в команде, преодолевать трудности в общении, четко формулировать и выполнять поставленные перед собой задачи. Таким образом, в ходе подготовки экспертов, пусть и косвенно, мы способствовали социальной и профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.
За период участия в чемпионате «Абилимпикс» мы определили для себя профессиональную социализацию, как двусторонний процесс, включающий:
− вхождение молодого специалиста в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества;
− активную реализацию экспертами профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования.

