"Особая" профориентация ПГУ в действии27.03.2023 13:38
Сотрудники ПГУ постоянно работают над этим вопросом. Очередная Профориентационная встреча прошла в Губернском лицее. На ней присутствовали «будущие абитуриенты с ОВЗ». Это лица с рождения до 18 лет, у которых диагностированы отклонения и патологии физического и (или) психического развития, требующие специальных условий для получения среднего образования, а также социализации и труда. Выбор профессии является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которой зависит благополучие человека. Но особую остроту и значимость эта проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было бы сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, чтобы выпускник школы понял, что адаптация в мире труда и внутренняя гармония личности способствуют самореализации и нахождению своего места в обществе. Так как мы занимаемся профориентацией с раннего возраста и ведём своих будущих студентов с момента выбора школы, то наша социальная «дорожная карта» ребенка с инвалидностью выглядит так: Выбор специальной школы или инклюзивного класса в инклюзивной. Определение индивидуальных программ и методик учебно-воспитательного процесса. Обучение с ориентацией на личность. Психологическая поддержка и медицинское сопровождение. Самоопределение (предпрофессиональное и профессиональное), позволяющее интегрироваться в социум и самореализоваться. «Профессиональное самоопределение детей с ОВЗ имеет огромное значение. При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен, так как некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать: депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей); социальную дезадаптацию; ухудшение состояния здоровья. Нужно прямо с первого класса приступать к формированию у него профессиональной мотивации», - считает начальник УКРИО ПГУ, Оксана Симакова. Для решения всех названных выше проблем, сотрудники УКРИО принимая участие в профориентационной встрече с учащимися Центра дистанционного образования Губернского лицея активно внедряли в учебно-воспитательный процесс систему предпрофессионального ориентирования. Встреча включала в себя проведение нами экскурсий и викторин, сюжетно-ролевые игры, а также привлечение учащегося к выполнению простейших трудовых действий на правах помощника взрослого специалиста. Тьютор УКРИО к.п.н., Мещерякова И.В. рассказала будущим абитуриентам о возможностях получения образования студентов с инвалидностью в Пензенском государственном университете, формах обучения, элементах «доступной среды» и социокультурной адаптации студентов. «Результативность профориентации инвалидов, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей», - пояснила Ирина Мещерякова. На этой встрече, будущие студенты и родители получили исчерпывающую информацию о возможностях получения дальнейшего образования. Фотографии (3)
![]() ![]() |