В УКРИО прошёл курс повышение квалификации «Предупреждение и преодоление трудностей в овладении письменной и устной речью»11.03.2023 07:59
В логопедии есть специальный термин – дисграфия. Согласно определению Р. И. Лалаевой, это частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется постоянно повторяющимися ошибками, обусловленными недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в процессе письма. Важно понимать, что это не пройдет самостоятельно, поэтому нужна комплексная коррекционная работа с ребенком. Нарушения письма различной тяжести – достаточно распространенная проблема у учащихся начальных классов. К примеру, она встречается у 53% детей, обучающихся во втором классе. В связи с этим в Управлении комплексного развития инклюзивного образования прошел курс повышение квалификации «Предупреждение и преодоление трудностей в овладении письменной и устной речью». В течение 2 месяцев (онлайн и офлайн) слушатели рассматривали проблему овладения детьми письменной и устной речью в междисциплинарном подходе: антропологическом, нейропсихологическом, логопедическом. Выделяют основные нарушения письменной речи: Артикуляторно – акустическая дисграфия. Проблема связана с неверным звукопроизношением, т.е. дети пишут точно так же, как и произносят слова. В данном случае, первым делом необходимо скорректировать звукопроизношение, после чего переходить к коррекции письма. Акустическая дисграфия. Для этой проблемы характерна замена букв из одной группы другими (звонких – глухими, свистящих – шипящими и т.д.). Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Как правило, это нарушение обнаруживается после третьего класса, когда дети начинают изучать грамматические правила. В итоге обнаруживается, что ребенок испытывает сложности с изменением слова по числам, падежам и т.д. На письме это выражается в неверном написании окончаний, а также неправильном согласовании слов между собой. Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Проблема выражается в перестановке букв, их пропуске, повторении слогов и букв, написанием лишних букв слова. Оптическая дисграфия. Она связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Дети с этим нарушением не в состоянии уловить тонкие различия между очертаниями букв (овалов, палочек и т.д.), что приводит к неправильному отображению на письме. Среди ошибок: зеркальное написание букв, добавление лишних элементов, недописывание или добавление элементов букв. Моторная дисграфия. Она характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами. «Эти виды нарушений чаще всего встречаются у детей школьного возраста. Есть и еще одна проблема письменной речи – дизорфография. Она представляет собой устойчивую неспособность применять на практике правила орфографии. Характеризуется постоянным повторением ошибок на письме, при этом у ребенка наблюдается нормальный уровень интеллектуальных способностей», - пояснила Симакова Оксана Сергеевна. На нашем курсе повышения квалификации учителя, психологи, дефектологии, лечебные педагоги из Москвы, Самары, Казани, Пензы, Новосибирска, Находки, Саратова имели возможность шире посмотреть на возникающие проблемы школьного обучения у детей с теоретической и практической точки зрения. Коррекция нарушений письменной речи – это определенный комплекс методик, направленный на устранение неспособности овладеть письмом при нормальных интеллектуальных способностях ребенка. Устранение дефектов письменной речи требует привлечения сразу нескольких специалистов (логопеда, остеопата, психолога), что и сказывается на специфике коррекционной работы. На практических занятиях наши слушатели исследовали методы художественной терапии и рисования форм, альтернативной и дополнительной коммуникации, а также изучали методы телесно ориентированной терапии, направленной на интеграцию ранних детских рефлексов. Фотографии (5)
![]() ![]() |