Разговор о взаимоотношениях, когда рядом не такие как все
Нередко бывает немного не по себе, когда общаешься или взаимодействуешь с теми, кто имеет физические, сенсорные или умственные отклонения. Общение с людьми с ограниченными возможностями не должно отличаться от любых других взаимодействий, но если вы не знакомы с каким-то определенным видом инвалидности, вы, возможно, будете бояться сказать что-то оскорбительное или делать что-то неправильно, предлагая помощь.
Развитие инклюзивного образования является одним из перспективных направлений ПГУ. В Вузе получают образование около четырёхсот студентов, имеющих инвалидность или ОВЗ. Для качественного включения их в социальную среду, необходимо открыто делится навыками общения с ними со студентами инклюзивных групп. Управление комплексного развития инклюзивного образования постоянно проводит студенческие встречи по вопросам распространения инклюзии в обществе.
Поймите, что инвалидность является универсальной. Мысль о том, что большинство людей «нормальные», а некоторые нет, некорректна. Подумайте о друзьях или членах семьи, которые имеют ограниченные возможности. Возможно, они больны артритом или другими физическими ограничениями и не в состоянии идти по лестнице. Возможно, у них есть проблемы со слухом, или они сидят на специальной диабетической диете, или из-за нарушения зрения вынуждены носить очки. Инвалидность или недееспособность иного рода, является тем, с чем все мы столкнемся лично, рано или поздно. Таким образом, у всех нас будет время, когда нам понадобится немного помощи и понимания.
Поэтому в очередной раз у нас состоялась деликатная встреча со студенческой группой Политехнического института, которым было важно услышать про инклюзивное образование в Вузе, научится понимать и строить диалог друг с другом.
Не всех инвалидов легко заметить. Например, вы, вероятно, не будете знать, что кто-то глух, болен диабетом или имеет нарушения речи, если просто посмотрите на человека. Не думайте, что человек, с которым вы говорите, «нормо – типичный» только из-за своей внешности.
Разговор о взаимоотношениях с людьми, имеющими инвалидность, в этот раз вели социальный педагог Пчельников И.А. и тьютор Мещеряковой И.В., которые успели поделиться жизненным и профессиональным опытом в сфере инклюзии, а также рассказали участникам кураторского часа о положительном опыте реализации доступности образования в нашем Вузе.
Никогда не думайте, что у кого-то может быть инвалидность. Кто-то может выглядеть не очень, но это может не иметь ничего общего с инвалидностью.
Наша встреча сопровождалась видеоматериалами мультипликационного фильма «Микрополис». Главными героями были кот и пес - «бракованные» игрушки, сошедшие с фабричного конвейера. У кота повязка на правый глаз, а пес с трудом передвигается, опираясь на одну ногу. Поймите, что большинство людей имеющих ОВЗ приспособилось к ним. Некоторые являются инвалидами с рождения, другие становятся инвалидами в более позднем возрасте в результате несчастного случая или болезни, но так или иначе, большинство людей научилось адаптироваться и заботиться о себе. Большинство из них в обычной жизни живет вполне независимо, но это требует немного помощи от других. Они могут принять за оскорбление или почувствовать раздражение, если вы предположите, что они не в состоянии сделать какие-то вещи, или если вы постоянно пытаетесь делать что-то за них. Предположите, что человек может сам выполнить любую задачу, если он не просит вас о помощи напрямую.
На экране демонстрировался Человек, который получил инвалидность в результате несчастного случая. В дальнейшей жизни ему может потребоваться больше помощи, чем тому, кто живет с инвалидностью от рождения. Но даже здесь вы всегда должны подождать, пока вас попросят о помощи.
В ролике иллюстрировались ситуации, в которых не стоило бы бояться попросить помощь у инвалида из страха, что он не в состоянии это сделать. Если это что-то не трудное, и вы уверены, что он справится, вы не должны относиться к нему по-другому.
После просмотра, студенты делились своими мнениями. После обсуждений пришли к выводу, что данный сюжет призывает не к жалости, а к общению на равных. С уважением относиться к особенностям других людей и принимать их. Каждый человек с его особенностями – полноправный член общества.
Поставьте себя на его место. Как вы хотите, чтобы другие относились к вам? Поговорите с человеком с ограниченными возможностями, как будто вы кто-то другой. Поприветствуйте его, если он новичок в вашей группе или на рабочем месте. Никогда не смотрите на него снисходительно или покровительственно. Не зацикливайтесь на инвалидности. Не важно, что у него за проблема. Важно относиться к нему как к равному, поговорить с ним и действовать так, как обычно действуете, если в вашей среде появляется новый человек.

