Разработана система оценочных установок личности педагога на базе семантического дифференциала.

18.02.2022 12:33

В феврале 2022 года на базе МБОУ СОШ № 30 г. Пензы проходила работа стажировочной площадки для педагогов образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии и практики психолого-педагогического сопровождения процесса социализации обучающихся с ОВЗ в образовательной организации».

Работа стажировочной площадки включала:

1. Показ мастер-классов по организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Рассмотрение вопросов специфики организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

3. Анализ содержательных и организационных компонентов коррекционно-педагогического процесса в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

4. Презентация разработанной Системы оценочных установок личности педагога на базе семантического дифференциала.

5. Пути совершенствования и развития профессиональных компетенций психологов, логопедов и других педагогов, ведущих психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательных организациях.

В работе стажировочной площадки принял участие 131 человек: руководители и педагоги образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Так как одной из основных форм повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, является стажировка, то начали мы её с рассмотрения актуальных вопросов теории.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". В настоящее время методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокича различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Этот этап стажировки был направлен на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей педагогов – стажёров посредством включения их в практику учреждения – носителя актуального опыта. Цели стажировки: проектирование и реализация моделей образовательных систем, обеспечивающих повышение качества инклюзивного образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, в соответствии с направлениями, обозначенными в нормативно-правовых документах.

Далее была рассмотрена возможность создания оптимальных педагогических условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ, на примере конкретных ситуаций. Например, создание условий для Развития у учащихся с ТМНР в соответствии с требованием времени, их уровня социализации личности в современном обществе которое невозможно представить в отрыве от цифровых технологий. А так как компьютерные технологии принадлежат к числу наиболее эффективных средств обучения и воспитания и активно используются педагогами МБОУ СОШ №30. Опытом своей работы в этом вопросе делилась, учитель-дефектолог Ефарова М. Н.

Наша Стажировочная площадка представляет собой проектную структуру, основанную на совместной деятельности образовательных организаций посредством включения учителей в практику образовательного учреждения – носителя актуального опыта и создания условий для проектирования ими собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения, на основе изученного инновационного опыта.

Заместитель директора МБОУ СОШ № №30, к.п.н., Лупанова Н.А. предложила каждому из стажёров спроецировать условия собственных вариативных моделей применения в коррекционной работе ИКТ для детей, обучающихся на дому. Подведя итог этому этапу работы демонстрацией видеоматериалов по теме: «Использование компьютерных игр и презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими ТМНР, и обучающимися на дому»

Затем все вместе изучали перечень возможных средств социальной адаптации детей в условиях: ФГОС НОО обучающихся лиц имеющих ограничения и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательном учреждении.

В рамках стажировочной площадки осуществлялись следующие виды деятельности: проектирование и внедрение моделей психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающих современное качество начального общего образования; реализация программ повышения квалификации педагогов по вопросам психолого – педагогического сопровождения детей; внедрение инновационных технологий и моделей сопровождения детей; реализация практико-ориентированных семинаров, направленных на обеспечение психологически грамотного подхода к воспитанию и обучению детей со стороны педагогов и родителей и осуществление профилактики различного рода дидактогений, повышение адаптационных возможностей детей с ОВЗ.

В связи, с чем следующим спикером стала Кочелаевская Т. М., подняв тему использования технологии проектной деятельности при работе с детьми, имеющими РАС. Она рассмотрела основы теоретического обоснования проектной деятельности. Описала опыт работы школы по применению проектов в комплексной системе коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения. Особое внимание, уделив примерам, позволяющим положительно решать основные задачи формирования навыков коммуникации.

Целью всего психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе является создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации в обществе. Какие задачи стоят перед педагогом в достижении этой цели и пути их решения на конкретных практических примерах, отразил учитель – дефектолог МБОУ СОШ № 30 Хижняк С.Б.

Вопросы комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ в процессе их развития осветила Симакова О.С, определив одним из основных условий социализации ребенка речевое общение.

Оксана Сергеевна рассматривала речь как фактор формирования личности ребёнка и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Именно речь, по мнению Оксаны Сергеевны, создает базу коммуникативной компетентности ребенка.

Как же помочь ребёнку с ОВЗ социализироваться, развивая все компоненты речи, рассказала учитель – дефектолог МБОУ СОШ № 30 Кальникова Ю. В.

Итоговая тема «Социализация детей имеющих ОВЗ через речевое развитие» оказалась достаточно востребованной, поэтому всем участникам стажировочной площадки были предоставлены информационно-методические материалы в электронном варианте.

Фотографии (3)