УКРИО ПГУ презентовал результаты исследования современных детей с ОВЗ и с инвалидностью
Завершила работу II Всероссийская конференция – совещание «Клинико – психолог – педагогическое исследование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью». Мероприятие, проходившее в онлайн – формате, было посвящено доведению до профессионального сообщества результатов научно – исследовательской работы, проводившейся в 2021 году сотрудниками института (с участием представителей регионов Российской Федерации) в контексте задач изучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в современной образовательной и социальной среде. В его работе приняло участие в дистанционном формате около 1500 специалистов из регионов Российской Федерации.
Основное внимание участников конференции-совещания было сконцентрировано на проблемах, связанных с клинико-психологическими факторами и педагогическими условиями, определяющими качество образования и динамику психосоциального развития современных детей различных нозологических и возрастных групп с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
Работа конференции была организована по 4 направлениям.
Участники секции №1 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико – психолого – педагогического изучения детей с ментальными нарушениями развития в современной образовательной среде» рассмотрели вопросы анализа диагностического инструментария для выявления угрозы формирования РАС. А так же результаты изучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения и результаты пилотного этапа исследования особенностей школьной адаптации учащихся начальной школы с расстройствами аутистического спектра, а так же ряд других важнейших проблем. А заместитель директора ИКП РАО по научной работе, доктор психологических наук Игорь Александрович Коробейников ознакомил слушателей с общими итогами и ближайшими перспективами клинико – психолого – педагогического исследования современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
В ходе работы секции №2 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико – психолого – педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата» состоялось обсуждение результатов апробации диагностического комплекса «Оценка достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования». А именно особенностей формирования «повседневных житейских навыков» детей и подростков с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Были представлены анализы материалов срезового исследования коммуникативной деятельности младших школьников с НОДА, итоги срезового исследования образовательных результатов обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и др.
На заседании секции № 3 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико – психолого – педагогического изучения детей с нарушениями речи» были представлены промежуточные результаты и проблемы исследования современной популяции детей с ТНР школьного возраста. А так же внедрения материалов комплексного обследования детей школьного возраста с ТНР. Выступление Симаковой О.С. позволило наметить ближайшие перспективы исследований детей имеющих ТНР в рамках всей комплексной программы.
А участники секции №4 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико – психолого – педагогического изучения ребенка раннего возраста с ОВЗ» обсудили результаты исследования вариантов неблагополучия в развитии общения детей раннего возраста с различными ограничениями в состоянии здоровья. Исследования на тему взаимодействия ухаживающих взрослых с детьми-сиротами, имеющими ТМНР и проблемы общения ребенка раннего возраста имеющего синдромом Дауна с матерью, проведённые УКРИО ПГУ, осветила Лупанова Н.А.. Дополнительно поднимали вопрос формирования задач ранней коррекционной помощи слепому ребенку и многое другое.
Как отметил в своем выступлении заместитель директора ИКП РАО по научной работе Игорь Александрович Коробейников, результаты исследования по каждому направлению, аналитическое осмысление промежуточных результатов, уже получили свое практическое выражение в виде статей и материалов, в том числе методических, опубликованных либо подготовленных к печати в статусных профильных изданиях.

