Национальная система квалификаций - мост между бизнесом, образованием и обществом
Сотрудники ПГУ стали экспертами национальной системы квалификаций на региональном уровне.
О неудовлетворительном качестве образования выпускников современных российских ВУЗов и колледжей в последнее время, к сожалению, говорится немало. Сегодня ни диплом, ни вкладыш с оценками, ни даже бренд ВУЗа не являются гарантией высокого уровня подготовки и наличия необходимых компетенций. И это в том случае, если выпускник учебного заведения идет работать по специальности! Нередко студенты понятия не имеют, зачем получают профессию. Так диплом превращается в бумажку, годную только для подтверждения определенного статуса.
2012 году в России принято решение «Об активном вхождении государства в процесс развития современной российской системы квалификаций». Это повлекло за собой ряд важных шагов, превративших внедрение национальной системы квалификаций (НСК) из прецедентных практик в масштабную компанию, активно влияющих на сферу образования и рынок труда.
Модернизация экономики, быстро меняющиеся технологии привели к тому, что предприятия вынуждены подстраиваться под изменения внешней среды, менять систему подготовки кадров, как на уровне своих предприятий, так и формировать социальный запрос системе профессионального образования.
В 2013 году для разработки профессиональных стандартов, востребованных экономикой и бизнесом, Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным была обозначена необходимость в создании консультативного органа. Так основан Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСППК) (Указ Президента РФ от 16.04.2014 №249 «О Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям»).
Именно поэтому так важно четко понимать, какие именно специалисты, и с какими компетенциями есть сейчас, а какие понадобятся бизнесу через 5-10 и более лет, какие кадры будут эффективны в условиях относительно стабильной среды, а какие – в условиях кризиса. С людьми постарше история ещё запутаннее. Многие из тех, кому сегодня за 40 и 50 лет, успели не раз поменять профессию и их диплом об образовании, порой, не имеет никакого отношения к нынешним умениям и приобретенным навыкам. Что они могут предъявить при поиске работы? Записи в трудовой книжке? А если их нет? Ведь очень многие работали без официального оформления, а названия должностей редко отражают спектр освоенных компетенций.
Все эти изменения стали предпосылками для формирования в России Национальной системы квалификаций (НСК). Результатом ее внедрения должно стать: - устранение разногласий между сферой профессионального образования и требованиями работодателей; - постепенная замена устаревших квалификационных справочников на профессиональные стандарты; - новый подход к подготовке кадров и независимой оценке их квалификации; - повышение уровня экономики региона, страны и, соответственно, рост благосостояния населения. В данной брошюре представлена информация о Национальной системе квалификаций, её элементах, их взаимосвязи, задачах и значении, а также даны методические рекомендации по некоторым направлениям функционирования НСК на региональном уровне.
Понимая данную проблему, Симакова Оксана Сергеевна и Лупанова Наталья Александровна прошли подготовку и успешно сдали квалификационный экзамен в Национальном агентстве развития квалификаций в городе Москва.
Программа подготовки была направлена на приобретение (совершенствование) профессиональных компетенций по управлению образовательной организацией путем приобретения слушателями умений и знаний, обеспечивающих применение инструментов национальной системы квалификаций (НСК) в подготовке кадров. Также в рамках обучения слушатели разрабатывали дорожную карту по внедрению инструментов НСК в деятельность образовательной организации.
Полученные знания и навыки позволят повысить качество подготовки студентов в целом и престиж образовательной организации.
Раздел 1. Инструменты национальной системы квалификаций России в сфере подготовки кадров. Дорожное картирование как эффективный метод стратегического планирования деятельности образовательной организации.
Раздел 2. Планирование деятельности образовательной организации по внедрению инструментов национальной системы квалификаций.
«Мы получили представление о Национальной системе квалификаций, её элементах, их взаимосвязи, задачах и значении, а также нам были даны методические рекомендации по некоторым направлениям функционирования НСК на региональном уровне» - подтвердила Симакова О.С.
«Предоставленный информационный материал и методические рекомендации призваны расширить горизонты Национальной системы квалификаций, просветить об этом гражданское сообщество, пробудить интерес у работодателей и работников к внедрению профессиональных стандартов в организациях Пензенской области, к участию в независимой оценке квалификации» - сообщила Лупанова Н.А.

