Диагностический инструментарий, направленный на исследование уровня коммуникативной компетентности педагогических работников

23.12.2021 20:32

На базе МБОУ СОШ № 30 города Пензы прошёл первая встреча в форме вебинара совместной  стажировочной площадки на тему: «Технологии и практики психолого-педагогического сопровождения процесса социализации обучающихся лиц имеющих ОВЗ в образовательной организации». Она была посвящена вопросам Коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности.

Заявки на участие в стажировочной площадке подали 107 педагогов, работающих с детьми, имеющими ОВЗ из 24 школ и одного детского сада города Пензы. Коммуникативная компетентность, прежде всего, является компонентом психологической культуры человека, которую можно охарактеризовать следующим образом: это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности».

Контингент участников: учителя начальных классов, предметники, тьюторы начальной школы, педагоги – психологи, логопеды, педагоги детских образовательных учреждений. Для них как раз коммуникативная компетентность, несомненно, - важнейшая характеристика современного специалиста. Коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». Прежде всего, психологическая информированность, практическая подготовленность к общению и желание общаться являются важнейшими характеристиками коммуникативной компетентности специалиста, вынужденного включаться в систему самых разнообразных коммуникативных связей.

Наша встреча проходила в формате видеоконференцсвязи Zoom. Модель компетентности, которую мы предложили педагогам, включает в себя множество компонентов коммуникации, что еще раз подтверждает положение о том, что коммуникативная компетентность является базовым компонентом любой профессиональной компетентности.

Цель прошедшей встречи на стажировочной площадке: совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы, по созданию условий для социализации обучающихся с ОВЗ и развитию у них жизненных компетенций (на примере обучающихся с умственной отсталостью). Для этого мы рассмотрели значимые аспекты поведения. А именно: достижение (делайте что – то новое, что ранее никогда не делали; изобретайте; делайте что – либо более эффективно, чем раньше; совершенствуйте понимание явлений и ситуаций); сотрудничайте (оказывайте поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; обеспечивайте бесконфликтную совместную работу; устанавливайте с людьми теплые доверительные отношения; устраивайте эффективные групповые обсуждения); влияйте (обеспечивайте в группе обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений; четко формулируйте цели группы и направляйте энергию членов группы на их достижение).

В ходе вебинара нами решались следующие задачи: возможность создания оптимальных социально-педагогических условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ и изучение возможных средств социальной адаптация детей в условиях ФГОС НОО обучающихся лиц имеющих ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных учреждениях.

Симакова Оксана Сергеевна открывая работу, рассказала о компонентах эффективного поведения педагогов. Особенно интересными стали когнитивные компоненты; аффективные; волевые.

Затем супервизор Яцко Г.Н. познакомила участников с программой вебинара, рассказала об организации работы по социализации в МБОУ СОШ №30 города Пензы и характеристиках эффективного поведения педагогов. Например – уверенность в себе: как проверить на опыте знание, что можешь работать в команде с другими, брать на себя роль лидера, пользоваться помощью и поддержкой окружающих.

С докладом «Формирование навыков дальнейшей социализации в обществе у детей с ОВЗ» выступила учитель высшей категории МБОУ СОШ №30 г. Пензы. Бубнова С. А. В её выступлении была рассмотрена проблема социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения, показаны формы и способы социализации детей с ОВЗ. И так же затронули тему формирования у педагогов способности менять свои действия, если они не приводят к ожидаемому результату или внезапно обнаруживается, что выбранная линия ошибочна.

В настоящее время дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приёмов социализации школьников с нарушениями интеллекта. Одним из эффективных направлений является использование интегрированных заданий по формированию способности выносить разумные суждения и принимать правильные решения. Это и определило выбор темы исследования Морозовой М.Ю. учителя – дефектолога высшей категории МБОУ СОШ № 30 г. Пензы «Особенности использования интегрированных заданий как средства социализации детей с интеллектуальными нарушениями при обучении по ФГОС ОВЗ». Как способности справляться с новыми ситуациями и входить в контакт с новыми людьми.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей и отсутствием умения принимать решения. В выступлении Денисовой И.Ю. учителя высшей категории МБОУ СОШ №30 г. Пензы «Социализация детей с девиантным поведением через урочную деятельность» рассматривались проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, специфические личностные характеристики, осложняющие их обучение и воспитание. Обсуждались возможные технологии, применяемые для социализации детей с ОВЗ в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). А так же способность распознавать и принимать в расчет множество субъективных факторов вместо того, чтобы сосредоточиться только на одном или двух аспектах.

Одним из наиболее продуктивных и актуальных подходов к решению задачи преодоления отставаний психического развития, профилактики и преодоления возникающих трудностей при обучении детей с ОВЗ является нейропсихологический метод, базирующийся на теории развития высших психических функций и формирования способности и умения руководить. Эту тему осветила Юматова Ж.Н. – логопед МБОУ СОШ № 30 г. Пензы.

Нейропсихологический метод предполагает построение коррекционно – развивающей работы с учетом его индивидуально – типологических и нейропсихологических особенностей. А именно состояние высших психических функций, выделение сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций. Доклад был интересен широкому кругу слушателей особенно в области формирования способности и умением заручиться помощью других людей, когда это необходимо для достижения общих целей.

Все доклады отражали практическую сторону работы по социализации детей с ОВЗ в образовательной организации и естественную предрасположенность для того, чтобы другие люди направляли свою энергию на достижение цели. 

Фотографии (3)
» Последние новости:
19.06.2025 11:20 Экспертам-наставникам победителей финала Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и финала Чемпионата высоких технологий предлагается выплачивать по 300 тыс. рублей
19.06.2025 11:18 В Самарском политехе разработали новый способ получения биоразлагаемого материала для имплантатов
19.06.2025 11:16 Инклюзивное образование: подведены итоги V Всероссийского форума с международным участием
15.06.2025 07:20 Сергей Кравцов: «Фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике»
15.06.2025 07:16 Создана технология получения из медуз коллагена для лечения ран и ожогов
15.06.2025 07:13 Начальник УКРИО участник ежегодного Форума ИВО
04.06.2025 21:12 Дмитрий Чернышенко: Создание сети передовых школ – это стратегический шаг в будущее нашей страны
04.06.2025 20:43 Всероссийский проект «Онкопатруль»
03.06.2025 21:03 Российские ученые разработали прибор автоматической оценки плотности горючего
02.06.2025 21:17 Молодёжный форум «иВолга» доступен для каждого!