В Москве прошел IV Всероссийский съезд дефектологов13.11.2021 16:34
Целью Съезда являлся анализ тенденций и оценка перспектив развития науки и практики российской дефектологии. В работе Съезда приняли участие почетные гости, официальные лица, представители органов исполнительной власти, делегаты от регионов, а также члены НКО. Заседание экспертной сессии «Дефектологическая помощь в системе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» проходило под председательством заведующего лабораторией ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования» член-корреспондент РАО, д.п.н. Светланы Борисовны Лазуренко и Екжановой Елены Анатольевны, д.п.н., профессора кафедры логопедии ИСОП. Выступая на заседании по поручению профессионального сообщества Пензенской области, начальник УКРИО, к.п.н. Оксана Сергеевна Симакова подчеркнула, что ПГУ имеет опыт подготовки дефектологических кадров, широкий спектр практических научных школ. Уникальность сегодняшней ситуации заключается в наличии в структуре ПГУ помимо профильной кафедры, обеспечивающей подготовку выпускников для работы с обучающимися лицами с ограниченными возможностям здоровья различных выделенных нозологических групп Управления КРИО. На его базе, ведётся научно – методическая и учебная работа, осуществляемая высококвалифицированным профессорско – преподавательским составом. Активно идет работа по повышению квалификации и подготовке кадров, осуществляется тесное сотрудничество с вузами других регионов. Для решения государственных задач, связанных с развитием дефектологической подготовки, крайне важной является проработка механизмов сетевого взаимодействия, актуализация потенциала целевого набора и решение проблемы выделения бюджетных мест на заочное обучение в магистратуре и аспирантуре, говорила Оксана Сергеевна. IV Всероссийский съезд дефектологов 2021 г. расширил поле своего внимания. Впервые за всю историю проведения съездов дефектологов в нашей стране обсуждалась проблема социализации лиц с интеллектуальными нарушениями, достигших совершеннолетия. На съезде работала экспертная сессия «Перспектива получения общего образования взрослыми с интеллектуальными нарушениями», одним из модераторов которой была к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства Тамара Николаевна Исаева. В работе экспертной сессии было отмечено, что образование и развитие на протяжении всей жизни – основная ценность современного образования, которая в равной степени распространяется и на обучающихся лиц с интеллектуальными нарушениями. Реализация права на получение общего образования взрослыми данной категории требует своего решения не только на законодательном уровне, но и на уровне разработки программно-методического обеспечения, что и стало основным содержанием выступлений на секции ее участников. Большую поддержку делегатов вызвало выступление заведующей лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и психологии, д.пс.н., профессора Левченко Ирины Юрьевны по вопросу принятия профессионального стандарта «Педагог-дефектолог». Выступление заведующей кафедрой специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП д.п.н., профессора И.М.Яковлевой раскрыло проблемы реализации адаптированных основных образовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Среди наиболее важных проблем, были обозначены такие как необходимость определения содержания образования, соответствующего образовательным потребностям детей с умеренной умственной отсталостью, необходимость пересмотра первого варианта АООП для обучающихся, осваивающих их на минимальном уровне. А так же потребность в методическом обеспечении образовательных организаций по вопросам технологий формирования и оценки базовых учебных действий, личностных результатов. |