Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство – проблемное поле международной конференции, проведенной в Алма-Ате
В Алма-Ате (Республика Казахстан) прошла Международная научно-практическая конференция «Включение (inclusion) детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: прошлое, настоящее, будущее».
Конференция была организована товариществом с ограниченной ответственностью «Центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития» (Центр САТР) совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин и была посвящена 25 – летию Центра САТР и 75 – летию директора Центра – Розы Айтжановны Сулейменовой.
После окончания дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, Сулейменова Р.А. поступила в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию в НИИ дефектологии Академии педагогических наук РСФСР (сейчас - ФГБНУ «ИКП РАО»). В 1992 году Роза Айтжановна организовала первый в Казахстане Республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии (РНПЦ САТР), в котором создана модель единой системы специального образования.
В рамках конференции была представлена работа 4 секций: «Инклюзивное образование. Эволюция и перспективы развития»;
«Раннее вмешательство как путь включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс»;
«Оценка потребностей детей с ограниченными возможностями как основа социальной, коррекционно – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями»;
«Пространственно-развивающая среда, технические, компенсаторные и вспомогательные средства как условие обеспечения качества жизни и включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс».
В общей сложности, повестку конференции составили 30 докладов представителей мирового научного сообщества и практиков из Республики Казахстан, Германии, Польши, Республики Белоруссия, Украины, США, Англии, Бельгии, Финляндии, Российской Федерации.
От ПГУ в конференции приняли участие Симакова О.С., к.п.н, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования; Лупанова Н.А., к.п.н., сотрудник Управления комплексного развития инклюзивного образования; Мещерякова И.В., к.п.н., тьютор Управления комплексного развития инклюзивного образования.
В своем докладе: «Система ранней помощи в России: этапы становления и перспективы развития», Симакова О.С. обозначила основные тенденции развития системы в Российской Федерации. Представила основные перспективные направления. А именно: наращивание сети служб в регионах, развитие надомных форм помощи, расширение спектра педагогических услуг, развитие форм родительской взаимопомощи.
Лупанова Н.А представила анализ различных моделей реализации многомерной системы скрининга. Ею освещённая тема: «Организация скрининг – диагностики развития детей в системе ранней помощи», подчеркнула механизмы в США, Швеции, Испании, Германии и других странах мира, использующих преимущества национальных систем здравоохранения и образования.
В совместном выступлении Симаковой О.С. и Мещеряковой И.В. «Трудности поведения детей раннего возраста с синдромом Дауна при взаимодействии» был представлен аналитический опыт, подкреплённый результатами эксперимента трудностей поведения ребенка с точки зрения качества взаимодействия.
Организаторы конференции дали высокую оценку выступлениям сотрудников УКРИО ПГУ.

