Инклюзия – это, прежде всего философия, это про каждого из нас.
Оксана Симакова, Начальник управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ, бюро президиума Союза дефектологов России: «Любые большие идеи требуют обсуждения, иначе они не принимаются людьми. Законодательное закрепление инклюзивного образования как приоритета в обучении людей с особыми потребностями содержит высокую социальную ответственность в изменении не только практики образования, но прежде всего в судьбах конкретных детей. Конференция позволяет нам – политикам, исследователям, педагогам, родителям – договариваться друг с другом, дает возможность сверить позиции и принимать правильные решения».
В этом году ключевая тема – связь инклюзивного образования и гражданских институтов, отсюда название «Инклюзивное образование и общество». В большой команде конференции – 35 организаций – партнеров, более четырёх тысяч участников, из них 47 зарубежных. В организацию конференции вовлечены научное, педагогическое, общественное и родительское сообщества.
Смешанный формат конференции – требование времени. Все мероприятия будут проходить в очном, и онлайн – формате, кроме этого организована трансляция на четырех каналах YouTube. Это дает надежду на то, что все, кто занимается вопросами инклюзии, смогут услышать конференцию.
14 мастер-классов проходивших во второй день конференции, представили целый пул ассистивных технологий, применяемых в практике.
Включение студентов с инвалидностью в образовательное пространство вуза требует особой организации учебного процесса, о чём и говорилось на мастер – классе: «Использование ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата».
Использование ассистивных технологий является одним из условий получения качественного образования лицами с физическими ограничениями здоровья наравне с другими студентами. Ассистивные технологии и вспомогательные технические средства позволяют расширить возможности для полноценного включения лиц указанной категории в образовательный процесс и формирования у них необходимых компетенций с целью их адаптации к условиям жизни и успешной социальной интеграции. На площадке был представлен пакет современных ассистивных технологий, которые используются при включении студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательное пространство вуза.
Ведущие:
Татьяна Краснопевцева (Нижний Новгород), директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина».
Ирина Винокурова (Нижний Новгород), заместитель директора Ресурсного учебно методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина».
Олег Беляков (Нижний Новгород), руководитель компании «РосДоступ», партнер Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина».
Содержание вопросов, включенных в программу конференции достаточно широко – инклюзивные компетенции учителя, доказательность инклюзивных практик, результаты сравнительных исследований, технологии работы с детьми с расстройством аутистического спектра, непрерывность индивидуального маршрута в образовании, оценка инклюзивности организации, проектирование инклюзивной среды в образовании и многое другое.
«Часто конференция рождает внеплановые дискуссии - и это самое интересное, самое живое. Инклюзия – это, прежде всего философия, это тема не про людей с инвалидностью или ОВЗ, это тема про нас, про каждого из нас. И она достойна больших событий» - заключила Оксана Сергеевна.

