В Минобрнауки России обсудили развитие инклюзивного образования
В Министерстве науки и высшего образования РФ под председательством Валерия Фалькова прошло заседание Совета по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве. «Важна роль высшего образования в социализации и адаптации людей с ограниченными возможностями, в их профессиональной ориентации и последующем трудоустройстве», — подчеркнул Валерий Фальков. В работе Совета приняли участие более 150 человек, в числе которых представители Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, руководители и представители 68 образовательных организаций высшего образования, в том числе руководители ресурсных учебно-методических центров по обучению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на базе 21 федерального вуза (далее – РУМЦ), руководители и представители общероссийских общественных организаций инвалидов «Всероссийское общество глухих», «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», «ВОРДИ» и «Ареопаг», председатель некоммерческого благотворительного фонда помощи инвалидам «Храбрые русские сердца».
От ПГУ в работе Совета приняли участие: начальник УКРИО ПГУ Симакова О.С., руководитель волонтёрского движения «Абилимпикс» Пензенской области Петелина Т.М.
РУМЦ занимаются развитием инклюзивного образования, организацией обучения и сопровождения лиц с инвалидностью в вузах. Кроме того, они работают не только со студентами и абитуриентами, но и их родителями, профессорско-преподавательским составом университета и администрацией вуза, а также с потенциальными работодателями. Сегодня в России действует 21 ресурсный центр, оказывающий помощь студентам в 590 вузах.
«Требуется оценить наличие ресурсов в центрах, пересмотреть направления их работы», — рассказал Валерий Фальков.
Также сеть РУМЦ разработает программы повышения квалификации с учетом компетентностных потребностей выпускников вузов с инвалидностью.
На заседании был представлен Долгосрочный план по внедрению инклюзивного высшего образования в РФ на период до 2030 г. При этом к 2030-му году доля организаций высшего образования, в которых такие условия созданы, должна достигнуть 79,9%.
Также участники заседания обсудили инициативу по внесению в законодательство изменений, согласно которым люди, потерявшие возможность работать по своей специальности из-за инвалидности, смогут получить среднее профессиональное или высшее образование бесплатно. «Если человек получил одно среднее или высшее образование, а затем получил инвалидность и не может работать по первой специальности, ему должна быть предоставлена возможность получить второе образование на бюджетной основе», — пояснил автор инициативы депутат Государственной Думы Олег Смолин.
Тереньтев М.Б. также призвал экспертное сообщество РУМЦ и вузов-партнеров к более тесному взаимодействию с Федеральным научно-методическим центром комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Директор РУМЦ «СКФУ» Борозинец Наталья Михайловна обозначила прирост партнерской сети РУМЦ, охватывающей на сегодняшний день более 45 % вузов Российской Федерации. И также рост более чем на 12 % по отношению к 2019 году численности принятых на обучение в вузы лиц с инвалидностью и ОВЗ, который был, достигнут в основном за счет вузов-партнеров сети РУМЦ. В 2021 году сетью РУМЦ запускается модульная сетевая программа обучения вопросам взаимодействия куратора учебной и (или) производственной практики (представителя работодателя) с обучающимся инвалидом с целью улучшения адаптации инвалидов на производстве и в трудовых коллективах, повышения уровня их последующего трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах.
Идет процесс поступательного формирования экспертного сообщества по актуальным вопросам развития инклюзивного высшего образования, в результате чего РУМЦ из сетевых центров генерации научно – методических ресурсов и практик должны к 2030 году стать полноценными центрами инклюзивного инжиниринга.

