Стажировочные площадки по работе с детьми имеющими ОВЗ26.03.2021 19:30
Заявки на участие в стажировочной площадке подали 115 педагогов, работающих с детьми с ОВЗ из 46 школ и трёх детских садов города Пензы. Им были предложены 45 методов и технологий опыта, показанного в виде моделей, подходов и методов работы по шести направлениям: работа с учащимися начальных классов (19 примеров); сопровождение на предметах естественно – научного цикла (14 примеров), «полный цикл» подготовки детей с ОВЗ к получению доступного образования (5 примеров), реформирование детских интернатных учреждений (3 примера), постинтернатное сопровождение (3 примера), активизация поддержки специалистов сферы тьюторинга семей с детьми, имеющими инвалидность (1 пример). Занятия проходили в онлайн формате с использованием видео конференцсвязи Zoom. Эти примеры успешного опыта победили в конкурсе «Семейный навигатор» и получили финансовую и экспертную поддержку Фонда Тимченко для реализации проектов, направленных на отработку и совершенствование заявленной Практики, а также мониторинг и анализ работы по проектам. Целью завершающего вебинара стажировочной площадки стало знакомство с различными педагогическими технологиями и практическим опытом работы с использованием коррекционно-развивающих технологий обучения и воспитания детей имеющих ОВЗ. А так же повысить доступность и качество поддержки специалистов сферы образования в области профилактики социального сиротства детей – сирот и детей, имеющих инвалидность, оставшихся без попечения родителей. В ходе вебинара были решены следующие задачи: - повышение профессиональной компетентности педагогов через знакомство с различными актуальными и инновационными подходами в коррекционной работе с детьми имеющими ОВЗ; - выявить и поддержать Практики с доказанной эффективностью в сфере профилактики социального сиротства и семейного устройства; - способствовать формированию отраслевых ресурсных центров – стажировочных площадок распространению и внедрению эффективных практик в деятельность других организаций сферы образования и обучения; Последняя задача является одним из ключевых ориентиров в работе национального проекта «Образование». Супервизором вебинара стала, дефектолог Яцко Г.Н., которая познакомила участников с программой вебинара, его целью и задачами. Работа каждого дефектолога также как и коррекционного педагога должна вести к конкретным результатам и изменениям, которые можно измерить и описать. Например, обучить ребенка имеющего диагноз умеренная умственная отсталостью письму – это часть социальной реабилитации, один из способов каким он сможет продемонстрировать свою социальную позицию. Поэтому в рамках любой школьной программы обучать ребенка письму через формирование графомоторного навыка нужно обязательно. А как это сделать правильно и доступно большой вопрос. Именно этой теме, «Формирование графомоторных навыков у детей с ОВЗ (имеющих умеренную умственную отсталость)» и было посвящено первое занятие учителя-дефектолога Постниковой С. В. Она отобрала только те Практики, которые уже доказали свою эффективность в решении проблемы и поделилась опытом своей работы по формированию графомоторных навыков у особых детей. Все коррекционные школы становятся, по сути, центрами позитивных изменений в сфере инклюзивного образования и семейного устройства детей – сирот, особенно таких уязвимых групп, как дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки. Вторая по значимости проблема системы инклюзивного образования на сегодняшний день – это проблема отсутствия навыков применения или использования большинством педагогов средств альтернативной коммуникации. Данная тема становится актуальной в связи с наличием детей с множественными нарушениями развития, испытывающими трудности общения и лишенные возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Но коррекционные образовательные организации готовы выступать в роли стажировочных площадок, их специалисты готовы знакомить коллег с наработанными Практиками, делиться рабочими инструментами, подходами и опытом. Для формирования коммуникативных навыков «неговорящих» детей необходимо подобрать для каждого альтернативные способы общения. Как оказать помощь «неговорящему» ребёнку, применяя методику пиктограмм как средство альтернативной коммуникации, поделился с педагогами учитель-дефектолог С.Б.Хижняк. Разработанные им пиктограммы и определённая система предъявления жестов нашли своё применение в работе с детьми, имеющими ТМНР. Участвовавшие в занятии и ознакомившиеся с лучшими Практиками с доказанной эффективностью в сфере применения альтернативной коммуникации выразили признательность за доступные методически грамотные приёмы. Фотографии (3)
![]() ![]() |