Шестое чувство: система навигации для слабовидящих обучающихся и незрячих людей в ПГУ
Пензенский государственный университет уделяет особое внимание обеспечению необходимых требований для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Для этого в вузе запустили Целевую программу: «Развитие системы инклюзивного образования в ПГУ: доступность». Одна из частей данной программы это выстраивание системы навигации по кампусу для слабовидящих и незрячих людей. Срок реализации программы: 2018-2021 годы. Программа включала в себя на первом этапе: установку тактильно-визуальных знаков и указателей, мнемосхем, направляющей тактильной разметки и, тем самым, расширяя существующую инфраструктуру доступной, безбарьерной среды вуза.
Цель реализации программы: – создание для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей доступа к образовательным программам и услугам вуза; воспитание у студентов-инвалидов навыков самостоятельного принятия решений, необходимых для их персонального и профессионального развития.
Официальный сайт Пензенского государственного университета в сети Интернет адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов по зрению.
С технической точки зрения, разработанная нами «программа Доступность» представляет собой создание и установку системы сигнальных маячков, размещенных внутри корпусов и на территории вуза. А именно: в учебных корпусах были установлены звуковое оповещение о пожаре; мониторы с функцией «контрастной тонировки» для справочной информации; тактильные мнемосхемы; рельефные планы территорий; предупреждающие знаки; информационно – тактильные табло; системы «доступный вход».
Это обеспечивает нашим студентам навигацию посредством подсказок при движении по маршруту.
Учебные аудитории теперь тоже достаточно оборудованы. С помощью увеличивающих устройств или электронных ручных увеличителей с монитором можно выбрать место для посещения: деканат, учебная аудитория, буфет, выход. Используя различные аудиотехнические средства студент, с нарушением зрения, без проблем построит маршрут по кратчайшему безопасному пути. А скачать выбранный путь на смартфон поможет персональный комплекс Брайлевского дисплея с беспроводной технологией Bluetooth и планшетного компьютерного устройства со встроенной технологией голосового сопровождения интерфейса VoiceOver(40 ячеек).
Записанная навигация автоматически будет сопровождать студента до им выбранной конечной точки - рабочего места в аудитории состоящего из стола шириной 1м и глубиной 0,6м для размещения Брайлевской литературы и с брайлевским дисплеем и принтером со специальным программным обеспечением, и сопровождать обратно, предупреждая о возможных препятствиях. Если вдруг студент сбился с пути, то используя программный комплекс экранного доступа с набором совместимых синтезаторов речи (ПКЭД) можно перестроить маршрут.
«В ходе работы мы тесно взаимодействовали с незрячими студентами, обсуждали проблемы, анализировали технические требования, на основании отзывов вносили существенные изменения в систему. Мы надеемся, что наши обучающиеся будут постоянно использовать выше перечисленные ассистивные технологии при обучении в ПГУ и в своей студенческой жизни» – сказала специалист по "Доступной среде" УКРИО, Татьяна Петелина.
Программа началась в рамках выполнения требований доступности ПГУ. Выполненными задачами реализации программы стало обеспечение доступной среды жизнедеятельности студентов со сниженным и ослабленным зрением тифлофлешплеерами ТФП-01 «Читающая машина», через формирование толерантного общественного отношения к проблемам инвалидов в ПГУ путём содействия участию студентов-инвалидов наравне с остальными студентами в образовательных программах и иной деятельности вуза.
Повышение качества архитектурной среды ПГУ для людей имеющих нарушения зрения достигается нами при соблюдении доступности, безопасности, удобства и информативности учебных корпусов через использование обучающимися с инвалидностью цифровой видеосистемы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей, находящихся в этих корпусах.

