В ИКП РАО обсудили проблемы современного образования детей с ОВЗ.
На базе Института коррекционной педагогики РАО прошла всероссийская конференция, посвященная проблемам современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятие проводилось по инициативе Министерства просвещения РФ.
В работе конференции, проходившей в онлайн – формате, приняли участие более 2000 человек из 240 населенных пунктов Российской Федерации, а также из Беларуси, Болгарии, США, Канады, Нидерландов. Их вниманию были предоставлены 97 выступлений ведущих дефектологов страны.
Открывая это масштабное мероприятие, к спикерам и гостям обратилась директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Татьяна Александровна Соловьева. Она отметила, что в ходе конференции планируется обсудить проблемы и пути их решения, причем не только касающиеся вопросов образования, но и сопровождения детей с ОВЗ и их семей, помощи родителям.
В своем выступлении советник министра просвещения РФ Татьяна Владимировна Волосовец сделала акцент на ключевых компонентах государственной образовательной политики и ее реализации в рамках развития программы образования детей с ОВЗ. А именно: о Появившихся более 400 кабинетов для педагогов-психологов, информационно-просветительские порталы для родителей, РАО разработана цифровая психо – диагностическая платформа по аккумуляции больших данных и ряд других важных проектов. Также она рассказала об особенностях реализации плана мероприятий Десятилетия детства.
Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка Вера Валерьевна Хитрук отметила, что в РФ и РБ схожие модели подготовки детей с особыми образовательными потребностями и модели подготовки профильных профессиональных кадров. В.В. Хитрук, также рассказала о результатах научных исследований, проделанных коллективом ИИО БГПУ в 2020 году, обратив внимание на работы по оценке критериев качества деятельности учителей в коррекционных и специализированных школах, по оказанию комплексной помощи на основе междисциплинарного подхода, по разработке программ для воспитанников учреждений дошкольного образования, по отработке программ коррекционных занятий по социализации детей с РАС и других.
В своем выступлении «Влияние дистанционного обучения на здоровье детей с ОВЗ» директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева рассказала о результатах специализированного исследования, проведенного институтом по поручению Министерства просвещения РФ, которое позволило выявить специфику отражения форматов дистанционного обучения, на функциональных показателях, обучающихся с ОВЗ. Директор ИКП РАО отметила, что большая часть учащихся (до 63%) в той или иной степени смогли включиться в онлайн – уроки.
Т.А. Соловьева обратила внимание на то, что треть преподавателей не согласились с возможностью использования дистанционного образования для детей с ОВЗ, при этом 50% учителей заявили, что оно не подходит в принципе. Позиция родителей несколько иная.
Также на конференции выступала, начальник УКРИО ПГУ Симакова О.С., которая проинформировала о начале работы на базе ПГУ курсов повышения квалификации по теме «Цифровое образование обучающихся с ОВЗ и проведению совместно с партнерами работ по подготовке научно – методического обеспечения дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Далее в ходе пленарного заседания участники конференции рассмотрели вопросы, связанные с разработкой и реализацией Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ для разных нозологических групп, а также особенности организации коррекционной работы и преподавания английского языка для этой категории обучающихся.
В дальнейшем работа проходила по 9 специализированным секциям. В частности, были рассмотрены такие темы как особые образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения, работа по социальной – бытовой адаптации школьников с инвалидностью в современных условиях, проблемы выбора образовательного маршрута, развитие коммуникативных умений младших школьников, активизация роли родителей и профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ.
Большой интерес слушателей вызвала проблематика, связанная с междисциплинарным подходом в оказании помощи детям с ОВЗ, адаптацией дидактического материала к особым образовательным потребностям таких обучающихся, включением детей с ОВЗ и с инвалидностью в систему дополнительного образования, опытом дистанционного сопровождения детей с РАС и их родителей и дистанционного образования детей с НОДА.
Участники из регионов России проявили также серьезную заинтересованность в обсуждении практики ранней помощи в условиях малого города и психолого – медико – социального сопровождения в регионе. По этому вопросу, свой доклад представила Лупанова Н.А., обобщив опыт Пензенской области.
По итогам конференции запланировано издание электронного сборника материалов.

