Начался финал Всероссийского конкурса молодых ученых-дефектологов

09.12.2020 13:52

В Москве начался третий (финальный) этап I Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии – 2020. В финальных состязаниях, проходящих в онлайн – формате, принимает участие 42 молодых ученых из 25 регионов РФ.

Всероссийский конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии проходит в три этапа. В 2020 году на первом этапе было зарегистрировано 896 участников в возрасте от 21 года до 36 лет. Во второй этап вышли 790 человек, которые соревновались в презентации пилотных исследовательских проектов. В финале (третьем очном) этапе участвует 42 человека, которые представляют 40 проектов в рамках специальной научной конференции. Победители конкурса определяются в 9 номинациях.

Цель этого уникального научного мероприятия, осуществляемого при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации – стимулирование карьерного, профессионального и личностного роста молодых исследователей, интенсификация инновационных научных разработок в сфере образования и психолого – педагогической абилитации и реабилитации детей и взрослых с ОВЗ и с инвалидностью, укрепление кадрового потенциала ведущего научного центра отечественной дефектологической науки – ИКП РАО.

Перед началом работы с приветствием к финалистам конкурса обратились представители Минпросвещения России, Российской академии образования, представители научно – педагогического сообщества. Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Павловна Фальковская отметила высокую актуальность и востребованность этого проекта. Она также выразила надежду, что конкурс позволит не только сохранить преемственность в научных исследованиях, но и поможет «оперативно, профессионально и адекватно отвечать на текущие и перспективные вызовы времени, запросы общества, самой среды, в которой живут, обучаются и работают особые дети и взрослые». Л.П. Фальковская также сообщила о готовности департамента взаимодействовать со всеми финалистами конкурса в их дальнейшей деятельности.

Президент ФГБУ «Российская академия образования», доктор психологических наук, профессор, академик РАО Юрий Петрович Зинченко обратил особое внимание на высокие цели конкурса, подчеркнув принципиальную важность воспитания молодых кадров.

В своем приветствии финалистам конкурса представитель династии педагогов-дефектологов, доктор Светлана Евгеньевна Токмакова (внучатая племянница выдающегося сурдолога и директора ИКП РАО в 1951-1968 гг. А.И. Дьячкова) отметила своевременность и значимость инициативы института, организовавшего этот конкурс. «Ваши проекты говорят о том, что дефектологическая наука в России жива, у нее хорошие перспективы», - заявила она.

«Профессия дефектолога очень важная, нужная и гуманная по своей миссии», сказала в своем приветствии кандидат философских наук, внучатая племянница В.П. Кащенко Татьяна Леонидовна Кащенко, пожелавшая участникам конкурса новых побед и успехов на научно-практическом поприще.

В свою очередь британский исследователь российской педагогики и психологии, профессор Дарэмского университета Энди Байфорд отметил, что в конце XIX – первой трети XX веков в России была создана своя, уникальная школа изучения особого ребенка и исключительного детства.

В ходе начавшегося далее пленарного заседания главный научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования ФГБНУ «Институт стратеги и развития образования РАО», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Владимирович Кларин рассказал о традиционных и инновационных подходах в дидактике. М.В. Кларин сравнил структуру традиционного обучения и новые подходы, отметив, что современные условия требуют новых моделей обучения.

Пензенский государственный университет на этом мероприятии представляла Симакова О.С.. Она отметила, что сегодня уже существует более 180 систем универсальных навыков для XXI века, но есть три больших группы. Что, по словам О.С. Симаковой, уже отражается в образовательном процессе, в т.ч. и во ФГОС. Оксана Сергеевна также осветила вопросы соотношения целей и желаний современных детей и подростков, взрослых, давления стандартов социума и те задачи, которые они порождают, и ответить на которые может только образование нового типа, требующего нового дидактического инструментария. В качестве примера она привела т.н. «перевернутое обучение», отметив необходимость и соответствующей переподготовки педагогов.

Генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Александр Михайлович Кондаков в своем выступлении осветил проблемы конвергентности социокультурной образовательной среды. Характер этой революции определяет мобильность, гибкость и адаптивность новой социальной общности, характеризующейся неопределенностью и стремительными изменениями, разнообразием и вариативностью, креативностью, открытостью, высокой динамикой социальных, профессиональных, личных и иных отношений, их новым содержательным наполнением.

По словам А.М. Кондакова, конвергентная социально-технологическая социокультурная образовательная среда требует и интегративной модели организации образовательного процесса, непрерывного интегративного цикла учения на протяжении жизни. Реализация этой модели позволит достичь целого ряда эффектов, в том числе персональной образовательной траектории на протяжении жизни, непрерывной актуализации и развития ключевых компетенций цифровой экономики, социальной, образовательной и профессиональной мобильности и др.

Во второй части программы первого дня финалисты смогли познакомиться с видеосюжетом о жизни основателя ИКП В.П. Кащенко, а также дистанционно посетить мастер-классы, которые дали известные специалисты - Ирина Михайловна Яковлева, зав. кафедрой специальной педагогики и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «МГПУ», д.п.н., рассказавшая об этапах исследовательской работы молодого учёного, и Ольга Александровна Величенкова, доцент кафедры логопедии того же университета, к.п.н., осветившая основные принципы организации диссертационного исследования.

Конкурс продолжит свою работу: пройдут финальные испытания участников, а потом состоится торжественная церемония награждения победителей.

Материалы первого дня работы можно посмотреть здесь.

Фотографии (3)
» Последние новости:
19.06.2025 11:20 Экспертам-наставникам победителей финала Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и финала Чемпионата высоких технологий предлагается выплачивать по 300 тыс. рублей
19.06.2025 11:18 В Самарском политехе разработали новый способ получения биоразлагаемого материала для имплантатов
19.06.2025 11:16 Инклюзивное образование: подведены итоги V Всероссийского форума с международным участием
15.06.2025 07:20 Сергей Кравцов: «Фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике»
15.06.2025 07:16 Создана технология получения из медуз коллагена для лечения ран и ожогов
15.06.2025 07:13 Начальник УКРИО участник ежегодного Форума ИВО
04.06.2025 21:12 Дмитрий Чернышенко: Создание сети передовых школ – это стратегический шаг в будущее нашей страны
04.06.2025 20:43 Всероссийский проект «Онкопатруль»
03.06.2025 21:03 Российские ученые разработали прибор автоматической оценки плотности горючего
02.06.2025 21:17 Молодёжный форум «иВолга» доступен для каждого!