В ПГУ обсудили проблемы профессионального образования и трудоустройства людей имеющих ОВЗ
Сегодня одной из острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение людей с инвалидностью в социум. В связи с чем 1 декабря 2020 года в Пензе на площадке ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» прошёл круглый стол с участием представителей различных ведомств и просто заинтересованных людей «Социализация и интеграция детей и молодежи с ОВЗ в современное общество». Организаторами мероприятия выступили УКРИО ПГУ и Инициативная группа инвалидов Пензенского региона.
В работе круглого стола приняли участие 13 докладчиков, а также приглашенные специалисты Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, Министерства образования Пензенской области, а так же представители работодателей, общественных организаций и Законодательного Собрания Пензенской области. Прямую трансляцию пленарного заседания работы круглого стола смотрели около 5000 специалистов, педагогов, родителей.
Важность рассматриваемой проблемы разъясняется многими обстоятельствами, выработавшимися на сегодняшний день в России. В современном российском обществе отмечается не только постоянное сокращение численности трудоспособного населения, но и остается тенденция ухудшения его качественного состава на фоне увеличения инвалидизации детей и молодежи.
С приветственными словами к участникам конференции обратились Д.В. Артамонов, доктор технических наук, первый проректор ПГУ, О.А. Чистякова, Депутат Законодательного Собрания Пензенской области шестого созыва, заместитель директора по социальным вопросам ООО «Дионис», Председатель правления благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Караван добрых дел» и О.В. Изранова, Депутат Пензенской городской Думы седьмого созыва.
Основное внимание было уделено обсуждению формирования в России сети реабилитационных учреждений, школ – интернатов, центров социальной помощи человеку с инвалидностью, спортивно – адаптивных школ и так далее.
Проблемное поле Круглого стола составили вопросы развития социального потенциала людей с инвалидностью, их активное участие в жизни общества способствующее последующему формированию экономики страны и ее устойчивому функционированию.
В рамках продуктивного обсуждения были раскрыты и охарактеризованы понятия «социализация» и «интеграция» людей с инвалидностью в современном обществе. «Процесс социализации людей с инвалидностью – это сложный, противоречивый и динамичный процесс. Успешность социализации личности человека имеющего инвалидность во многом зависит от влияния людей, помогающих ему осваивать необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения» — подчеркнул Дмитрий Артамонов.
На сегодняшний день экономическая и социокультурная ситуация усиливает проблемы большинства категорий населения, и главным образом инвалидов, что призывает к поиску результативных путей и средств их решения. «Современное российское законодательство, вырабатывающее определенный уровень толерантности к людям с ограниченными возможностями, соответствует общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность» - отметила Ольга Чистякова.
Открыла заседание, своим докладом, начальник управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ Оксана Симакова. «Нельзя признать удовлетворительным теоретическое осознание и уровень практического осуществления социализирующего и реабилитационного потенциала культурно – досуговой деятельности по отношению к инвалидам. Особенно значимой является проблема улучшения условий социализации инвалидов. Отсутствие или несвоевременно оказанная специальная помощь инвалиду приводит к обстоятельным последствиям.
В ходе обсуждения новых форматов сопровождения и поддержки людей с инвалидностью в меняющемся мире были рассмотрены эффективные формы дистанционной поддержки семей с людьми, имеющими инвалидность; вариативные стратегии психолого – педагогической помощи, в образовательных организациях, в терапевтической и социальной практике; формы системной психологической поддержки в трудных жизненных ситуациях; новые форматы сопровождения в практике образовательных, социальных, медицинских организациях и деятельности СО НКО.
В своих выступлениях участники круглого стола отметили позитивные изменения в реализации мер государственной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов молодого возраста, в обеспечении условий для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи людям с ОВЗ и инвалидностью.
Они также подчеркнули, что наиболее эффективным способом улучшения результатов деятельности образовательных организаций в период обучения является методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная поддержка.
Докладчики высоко оценили меры государственной поддержки обучающихся имеющих ОВЗ или инвалидность в условиях распространения коронавируса, которые позволили образовательным организациям внедрить широкий спектр вариативных образовательных услуг в дистанционном формате; обеспечить сопровождение в решении их трудностей со стороны специалистов образовательных организаций.
Вместе с тем они отметили, что в современном мире все более востребованным становится участие семьи в процессах абилитации и реабилитации человека с ОВЗ или инвалидностью на разных этапах его взросления. Для полноценного участия в процессах образования, развития и социализации людей с ОВЗ и с инвалидностью требуется изучение инноваций организаций образования, социальной защиты населения и здравоохранения; анализ опыта и практики социально-ориентированных НКО, благотворительных общественных организаций и добровольческого движения.
По итогам работы круглого стола ее участниками был подготовлен проект резолюции.

